Проект «ШУММ: Школа. Ум. Медиа. Машина» — подготовка специалистов креативных индустрий в эпоху генеративного ИИ
Номинация: Лидер образовательных инициатив / Лидер образовательных инициатив в отраслевой подготовке
Проект «ШУММ: Школа. Ум. Медиа. Машина» — подготовка специалистов креативных индустрий в эпоху генеративного ИИ
1. Концепция
Наша инициатива переосмысливает акроним ШУММ как новую образовательную парадигму: Школа. Ум. Медиа. Машина. Это не просто проект, а проактивная образовательная экосистема, созданная в Московском техникуме креативных индустрий им. Л.Б. Красина.
Основная идея концепции — формирование «цифрового кентавра» — нового типа креативного специалиста, который органично сочетает глубокие гуманитарные знания, критическое мышление и этические принципы (Ум) с вычислительной мощью и генеративными возможностями искусственного интеллекта (Машина).
Мы отходим от реактивной модели «обучения использованию нового инструмента» к проактивной стратегии совместного творчества и интеллектуального партнерства с ГИИ. Наша Школа служит лабораторией, где студенты учатся осваивать это партнерство для создания инновационных продуктов в Медиа (дизайн, издательское дело).
2. Актуальность проблемы
Креативные индустрии находятся в эпицентре технологической революции, движимой ГИИ. Это создает критический вызов для системы среднего профессионального образования (СПО) по ряду причин.
Традиционные навыки быстро становятся недостаточными. Работодателям нужны специалисты, которые могут не только создавать контент, но и стратегически направлять ГИИ, редактировать его результаты и понимать его ограничения.
Большинству образовательных программ не хватает проверенных, интегрированных методологий для обучения эффективному и ответственному сотрудничеству с ГИИ.
Студенты и преподаватели часто испытывают страх, неуверенность или применяют поверхностный подход «промпт-и-копирование» к ГИИ, что препятствует глубокому обучению и подлинному творчеству.
Наш проект напрямую решает эту насущную отраслевую проблему, создавая тиражируемую модель подготовки специалистов, которые не боятся ГИИ, а используют его возможности.
3. Цель
Разработать и внедрить инновационную образовательную модель подготовки конкурентоспособных специалистов для креативных индустрий, способных к эффективному, этичному и творческому сотрудничеству с ГИИ.
4. Задачи
Сформировать базу практических навыков ГИИ-грамотности, включая продвинутый промпт-инжиниринг и использование мультимодальных нейронных сетей.
Интегрировать проектное обучение с использованием ГИИ в учебные программы по специальностям «Издательское дело» и «Графический дизайн».
Развивать критическое и философское мышление студентов для анализа этических, правовых (авторское право) и социальных последствий разработки и внедрения ГИИ.
Создать портфолио студенческих проектов, демонстрирующих высокий уровень синергии человека и ГИИ, показывающих их конкурентоспособность на рынке.
Разработать и распространить методические материалы (рекомендации, сценарии мастер-классов, промпты для чат-ботов) для преподавателей системы СПО.
5. Целевая аудитория
Основная: студенты Московского техникума креативных индустрий им. Л.Б. Красина, обучающиеся по специальностям «Издательское дело» и «Графический дизайн».
Вторичная: преподаватели техникума, которых мы обучаем новым методам преподавания, интегрированным с ГИИ.
Третичная: широкая московская общественность (студенты других колледжей, родители, учителя) через открытые лекции и мастер-классы, такие как курс «Цифровое бессмертие: диалоги с машиной», мероприятия в рамках Кубка СПО в мае 2025 года.
6. Социальная значимость
Социальная значимость проекта заключается в подготовке молодых москвичей к будущему рынку труда, снижении риска профессионального устаревания из-за автоматизации. Мы формируем поколение специалистов, способных стимулировать инновации в креативной экономике России. Сосредоточившись на этике и критическом мышлении, мы способствуем человекоцентричному подходу к технологическому развитию, гарантируя, что ГИИ служит средством расширения человеческих возможностей, а не их замещения.
7. Охват населения и территория влияния
Местный уровень (в рамках техникума). Проект напрямую охватывает более 150 студентов ключевых творческих специальностей и более 50 преподавателей ежегодно через мастер-классы, курсы и проектное руководство.
Региональный уровень (Москва). Наша серия открытых лекций («Цифровое бессмертие: диалоги с машиной») и творческих сессий привлекла внимание более 100 участников со всей Москвы за два года, создав городское сообщество по интересам. Также следует отметить передачу опыта и практик методистам других колледжей в рамках методических встреч в Московском центре развития профессионального образования.
Федеральный и международный уровень. Результаты и методологии проекта распространяются на национальном и международном уровнях через презентации на ведущих научных конференциях (МГУ, ICMED 2025, МИЭТ, ВШЭ), охватывая аудиторию в сотни преподавателей и исследователей.
8. Этапы реализации проекта
Этап 1. Основа и исследования (2023). Разработка основной философии. Научно-методическая работа, включая подготовку основополагающей статьи «Большие языковые модели: будут ли способны нейросети заменить учителя?» для конференции на философском факультете МГУ.
Этап 2. Эксперименты и пилотирование (2024). Запуск практических форматов: «ИИдейная мастерская» для развития практических навыков студентов первого курса, серия лекций «Цифровое бессмертие: диалоги с машиной» для философского обоснования и первоначальная разработка ГИИ чат-бота «Сократическая машина» для развития критического мышления студентов.
Этап 3. Систематизация и масштабирование (2025). Уточнение методологии на основе обратной связи. Успешное участие студентов во внешних конкурсах («Нейрорассказчик» издательства «Целлюлоза»). Представление зрелого проекта «Сократическая машина» на конференциях высокого уровня. Разработка тиражируемой модели для других образовательных учреждений.
9. Инновационные образовательные технологии, методики и инструменты
Педагогика «Сократической машины». Уникальное применение специально настроенного чат-бота с ГИИ не как источника информации, а как диалектического спарринг-партнера. ГИИ запрограммирован оспаривать предположения студентов и направлять их через философские проблемы, развивая критическое мышление высокого уровня.
Метод проекта «Цифровой кентавр». Студенты не просто используют ГИИ; они управляют им как членом команды. Это включает определение ролей, постановку творческого направления, критическое редактирование результатов ИИ и интеграцию результатов в конечный продукт (например, истории в конкурсе «Нейрорассказчик»).
Творческие сессии «Симуляция будущего». Интерактивные мастер-классы («Синтетический дизайнер 2045» и «Синтетический издатель 2045»), где студенты участвуют в ролевых диалогах с ГИИ-персоной из будущего, чтобы исследовать и подготовиться к предстоящим профессиональным и этическим вызовам.
Междисциплинарный синтез. Мы объединяем практическое технологическое обучение с глубоким философским исследованием — комбинация, редко встречающаяся в профессиональном образовании.
10. Результат
Достижения студентов. Победы в профессиональных конкурсах (I и II места в конкурсе «Нейрорассказчик»). Создание конкурентоспособных студенческих портфолио с уникальными проектами, созданными с помощью ГИИ.
Методические продукты. Разработка и внедрение чат-бота «Сократическая машина». Серия опубликованных статей и методических рекомендаций. Библиотека из более чем 20 публичных статей по практическому использованию ИИ в рубрике «ИИ_ТехникумКрасина» в ТГ-канале техникума.
Сообщество и признание. Успешное представление проекта на престижных национальных и международных конференциях (МГУ, ICMED 2025). Создание активного, вовлеченного сообщества вокруг открытых мероприятий проекта.
11. Перспективы развития
Масштабирование. Развитие проекта в полноценный междисциплинарный модуль «Креативные индустрии в эпоху ГИИ», доступный всем студентам колледжа.
Тиражирование. Упаковка наиболее успешных методологий проекта (особенно промптов «Сократической машины» и сценариев мастер-классов) в «цифровой инструментарий» для распространения и внедрения в других учреждениях СПО в России.
Партнерство. Установление формальных партнерских отношений с ведущими российскими технологическими компаниями (разработчиками ГИИ) и креативными агентствами для создания совместных проектов, кейсов и возможностей стажировки для наших «цифровых кентавров».
12. Подтверждающие документы
- Ссылки на публикации в социальных сетях техникума, подробно описывающие все упомянутые мероприятия:
https://t.me/tekhnikum_krasina/5876
https://t.me/tekhnikum_krasina/5886
https://t.me/tekhnikum_krasina/5937
https://t.me/tekhnikum_krasina/5982
https://t.me/tekhnikum_krasina/6088
https://t.me/tekhnikum_krasina/6091
https://t.me/tekhnikum_krasina/6092
https://t.me/tekhnikum_krasina/6137
https://t.me/tekhnikum_krasina/6228
https://t.me/tekhnikum_krasina/6264
https://t.me/tekhnikum_krasina/6270
https://t.me/tekhnikum_krasina/6313
https://t.me/tekhnikum_krasina/6327
https://t.me/tekhnikum_krasina/6337
https://t.me/tekhnikum_krasina/6341
https://t.me/tekhnikum_krasina/6364
https://t.me/tekhnikum_krasina/6402
https://t.me/tekhnikum_krasina/6412
https://t.me/tekhnikum_krasina/6436
https://t.me/tekhnikum_krasina/6441
https://t.me/tekhnikum_krasina/6475
https://t.me/tekhnikum_krasina/6504
https://t.me/tekhnikum_krasina/6542
https://t.me/tekhnikum_krasina/6561
https://t.me/tekhnikum_krasina/6596
https://t.me/tekhnikum_krasina/6656
https://t.me/tekhnikum_krasina/6660
https://t.me/tekhnikum_krasina/6756
https://t.me/tekhnikum_krasina/6758
https://t.me/tekhnikum_krasina/6896
https://t.me/tekhnikum_krasina/6980
https://t.me/tekhnikum_krasina/7014
https://t.me/tekhnikum_krasina/7033
https://t.me/tekhnikum_krasina/7063
- Победа в конкурсе «Нейрорассказчик»
https://t.me/tekhnikum_krasina/6248
- Доклады на конференциях
1. Большие языковые модели: будут ли способны нейросети заменить учителя// Всероссийская научно-практическая конференция «Преподаватель в современном образовании: Кто он? Какой он? К году педагога и наставника в России», 23 - 24 ноября 2023 г., МГУ им. М.В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии образования.
2. Сократический диалог в цифровую эпоху: использование искусственного интеллекта для развития критического мышления у студентов СПО// Всероссийская научно-практическая конференция «Просвещение и образование: контексты/размерности/дискурсы», 25 ноября 2024 г., МГУ им. М.В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии образования.
3. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – ЧАТ-БОТЫ КАК КВАЗИ-СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ// Международная конференция по развитию современного образования ICMED-2025 «Образование будущего и будущее образования» (Россия, Москва, 24-27 марта 2025 года).
4. Становление антропоморфизированной технологической сущности: переосмысление роли ГИИ от образования до со-творчества//НИУ ВШЭ, Конференция «Искусственный интеллект и общество», 2 июля 2025
- Публикация
Павлюц Константин Николаевич. «Сократическая машина»: использование искусственного интеллекта для развития критического мышления у обучающихся среднего профессионального образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Современный колледж». 2024. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/articl... (дата обращения: 15.07.2025).
Ссылка на коллекцию диалогов студентов с «Сократической Машиной»
https://mpomos.ru/dialog
14. Контактное лицо
Константин Николаевич Павлюц, преподаватель, руководитель проекта ШУММ, ГБПОУ Московский техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина.
+7-915-218-10-14
pavlyutskn-creative@yandex.ru
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
82
-
18



-
828
-
37


-
6
-


-
10
-

-
65
-

-
1
-