Практика кооперации техникума и предприятий - Технология организации обучения на рабочем месте «Вместе с наставником»
Номинация: Лидер образовательных инициатив / Лидер образовательных инициатив в отраслевой подготовке
1. Концепция проекта
В проекте «Технология организации обучения на рабочем месте «Вместе с наставником» участвуют пять предприятий Свердловской области: Акционерное общество «Уралгидромаш» (в проекте с 2022 года), Акционерное общество «Уральский турбинный завод» (с 2023 года), Акционерное общество «Завод № 9» (с 2023 года), ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина» (с 2024 года), АО «Опытное конструкторское бюро «Новатор» (с 2024 года)
Предприятия скооперированы по следующим основаниям:
- принадлежность к машиностроительной отрасли;
- имеется острая потребность по рабочим профессиям и инженерно-техническим специальностям на ближайшие 3 года;
- отсутствие конкуренции на рынке выпускаемой продукции;
- готовность принимать активное участие в подготовке кадров;
- наличие конкуренции за персонал.
Ключевая идея проекта предполагает совместную подготовку техникумом и предприятиями будущих рабочих и специалистов по востребованному перечню профессий машиностроения.
Техникум выступает коммуникационной площадкой для объединения профессионального сообщества: технологов и наставников с производства, мастеров производственного обучения, преподавателей специальных дисциплин, руководителей структурных подразделений, обучающихся. На площадке генерируются идеи и предложения, которые транслируются в молодежную среду как в техникуме, так и за его пределами.
В широком смысле технология обучения включает в себя комплекс мероприятий и условий, которые обеспечивают подготовку студентов к деятельности в профессии.
2. Актуальность проблем
При реализации проекта выделены следующие проблемы:
Содержательные:
- отсутствие понимания чему учить и как учить вместе;
- у каждого предприятия своя система наставничества и нет желания делиться практиками;
Организационные:
- имеются трудности с ежедневной организацией практической подготовки на площадке предприятия в количестве 25 человек;
- у четырех предприятий из пяти сдельная система оплаты труда;
- отсутствие коммуникаций между наставниками с производства и мастерами производственного обучения от техникума.
Вместе с тем, отмечены преимущества:
У каждого предприятия уникальная история, традиции, ценности и особенные методы работы. Приобщение будущих рабочих к традициям предприятий с первого курса сокращает период адаптации в условиях реального производства.
Договорились о единстве подходов к обучению:
Производительный труд студентов - основное средство практической подготовки на рабочем месте.
Принцип обучения – до 60% обучение ведется в техникуме (где к работе, в том числе, может привлекаться наставник с предприятия), от 40% на реальном производстве (где к работе, в том числе, может привлекаться мастер производственного обучения от техникума).
Дидактика обучения основана на производственных задачах, оборудовании и технологиях предприятий. Материал для обучения распределяем от простого к сложному.
В программе учитываем принципы бережливого производства и корпоративную культуру предприятия.
Используем бригадную организацию практической подготовки и в техникуме, и на предприятии.
Реализуем программу профессионально-трудового воспитания и социализации студента.
3. Цель проекта
Формирование благоприятной мотивирующей образовательной, профессиональной и воспитательной среды, которая обеспечит единое образовательное пространство «техникум-завод» и будет активизировать деятельность студентов на получение качественного профессионального образования, личностное развитие и профессиональную самореализацию.
4. Задачи проекта
- вооружить студентов разнообразными трудовыми профессиональными умениями и навыками для формирования основ культуры труда;
- развивать познавательный интерес и умения применять полученные знания на практике;
- воспитывать трудолюбие, чувство долга и ответственность;
- формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни.
5. Целевая аудитория
- обучающиеся;
- наставники с производства, мастера производственного обучения и преподаватели специальных дисциплин от техникума;
- управленческие команды от техникума и предприятий.
6. Социальная значимость
Проект научил заинтересованные стороны кооперироваться, коммуницировать и договариваться для достижения поставленной цели.
Практическая значимость:
Проект решает вопросы качественной подготовки кадров под конкретные предприятия машиностроения.
Миссия проекта стала миссией целого кластера Машиностроения:
Даем молодым и дерзким лучшие профессии, растим рабочую элиту для славного будущего нашей страны.
7. Охват практикой
- ежегодно через технологию обучения на рабочем месте проходит до 400 студентов;
- в проекте задействовано 50 наставников с производства, 9 мастеров производственного обучения и специалистов от техникума;
- проектный офис – команда из 10 человек.
8. Территория влияния
Практика «Вместе с наставником» тиражировалась педагогическому и профессиональному сообществу на различных площадках:
- IV всероссийская научно-практическая конференция «Управление качеством среднего профессионального образования», 18.04.2024г. Секция 1. Система управления качеством деятельности профессиональной образовательной организации, тема выступления: «Наставничество как вид воспитательной работы в рамках ФП «Профессионалитет», рабочее название проекта «Наставничество с душой»: https://vk.com/video-215383689_456239504;
в Комитете СОПП по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам, 04.07.2024г., тема выступления «Об участии в федеральном проекте «Профессионалитет» по машиностроению»;
в рамках проектного офиса Министерства промышленности и науки Свердловской области по апробации модели участия в системе подготовки кадров, 05.07.2024г., тема выступления «О лучших практиках взаимодействия образовательных организаций с промышленными предприятиями в рамках апробации модели участия Министерства промышленности науки Свердловской области в системе подготовки кадров по программам среднего профессионального образования»,
в мастерской управления «Сенеж» в рамках обучения по программе подготовки управленческих команд, сентябрь 2024г.
в методических неделях СПО 27.02.2025, секция «Наставничество 2025. Актуальные вопросы и перспективы»;
в 2024 году практика стала победителем Всероссийского конкурса «Наставничества» в номинации «Наставничество на производстве» и вошла в 100 лучших практик страны.
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
82
-
18



-
827
-
37


-
6
-


-
10
-

-
65
-

-
1
-