Медико-волонтёрский проект "Школа родственного ухода"
Номинация: Лидер социальной активности / Лидер социальной активности в развитии волонтерского движения
Медико-волонтёрский проект «Школа родственного ухода»
Концепция
Школа родственного ухода – это волонтёрский проект, направленный на повышение качества жизни лиц с выраженным снижением способности к самообслуживанию и профессиональное развитие студентов – медиков, которые совместно с преподавателями, повышают грамотность работников организаций социального обслуживания и лиц, осуществляющих долговременный уход   за людьми, утратившими способность к самообслуживанию. 
Актуальность проблемы
У государства есть острая потребность организовать адресное предоставление комплексной и качественной социальной помощи человеку с учетом его особенностей, семейной ситуации и врачебных рекомендаций. Чтобы решить проблему долговременного квалифицированного ухода Президент Путин В.В. поставил перед Правительством задачу создать сеть центров для организации долгосрочного ухода за пожилыми людьми и инвалидами.  С 2019 года мероприятия по созданию такой системы были включены в федеральный проект «Старшее поколение» национального проекта «Демография». Расширенным продолжением нацпроекта «Демография» стал  национальный проект «Семья», стартовавший  1 января 2025 года. Федеральный проект «Старшее поколение», входящий в его состав,  предусматривает увеличение доли пожилых граждан и инвалидов, получающих долговременный уход, от общего числа нуждающихся в таком уходе граждан с 10,5 % в 2024 году до 30,3 % в 2030 году.
Одной из возможностей участия в реализации данного федерального проекта стало сотрудничество ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж» с ОБУСО «ЦСО «Участие» города Курска». Для апробации модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на базе ОБУСО «ЦСО «Участие» города Курска»  была создана «Школа родственного ухода». Система долговременного ухода должна обеспечивать доступность медицинских и социальных услуг в надомных, полустационарных и стационарных формах. Важным принципом выстраивания системы долговременного ухода является сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде, в связи с этим приоритетной формой обслуживания является предоставление ухода на дому, в том числе с применением стационарозамещающих технологий и различных форм сопровождения граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности.
Участие студентов в реализации социально значимого проекта «Школа родственного ухода» - это возможность совершенствовать не только свои профессиональные навыки. Обучение в колледже помимо профессиональных компетенций формирует такие качества личности как гражданская ответственность, духовность, милосердное отношение к людям. При обучении создается атмосфера, ориентирующая молодых людей на сознательное и целенаправленное личностное  и профессиональное развитие. Этот процесс осуществляется в учебное и внеучебное время. В частности, этому способствует волонтерская деятельность.
Цели: 
Повышение качества жизни граждан, состоящих в «Школе ухода», через обучение лиц, осуществляющих уход за людьми, утратившими способность к самообслуживанию.
Расширение профессиональной компетентности и увеличение профессиональной самостоятельности студентов-медиков
Формирование у студентов чувства социальной ответственности, милосердия. 
Задачи:
1. Изучить потребности целевой аудитории.
2. Разработать план занятий Школы родственного ухода. 
2. Сформировать отряд волонтёров и обучить волонтёров – студентов технологиям ухода.
3. Подготовить материальное и методическое оснащение для каждого занятия.
4. Осуществить проведение запланированных занятий силами преподавателей и студентов- волонтеров.
Целевая аудитория:
социальные работники ОБУСО «ЦСО «Участие» города Курска,  заинтересованные в усовершенствовании и расширении профессиональных компетенций; помощники по уходу и члены семей, осуществляющие уход за получателями социальных услуг, имеющие потребность приобрести навыки ухода;
граждане, имеющие потребность в самоуходе  и способные к освоению навыков самоухода;
студенты, нуждающиеся в приобретении профессионального практического опыта.
Социальная значимость
Проект социально значим, так как повышает качество жизни маломобильных граждан путём обучения аудитории, осуществляющей уход. В 2024 году ОБУСО «ЦСО «Участие» города Курска» было оказано 86000 социально-медицинских услуг.
Совместная целенаправленная деятельность способствует профессиональному становлению студентов медицинского колледжа, повышению духовно-нравственного потенциала, что позволяет готовить квалифицированных, компетентных специалистов, конкурентноспособных на рынке труда и готовых к профессиональному росту.
Охват населения
Количество получателей социальных услуг в ОБУСО «ЦСО «Участие» в  2024 году составило 2592 человека.
 Территория влияния
ОБУСО ЦСО «Участие» оказывает  услуги маломобильным гражданам по всему  городу  Курску;  тем самым проект имеет достаточно широкое влияние.
В 2021 году было заключено соглашение между комитетом социального обеспечения Курской области, Центром общественного здоровья и медицинской профилактики и ОБПОУ «Курским базовым медицинским колледжем» о сотрудничестве в целях реализации комплекса мероприятий социального проекта «Курское долголетие» (приложение 3). В соответствии с данным соглашением в 2022 году семинарские занятия проводились в дистанционном формате на несколько районов области.
В 2023, 2024 году заключён договор о социальном партнёрстве ОБПОУ «КБМК» и ОБУСО «ЦСО «Участие» города Курска (приложение 3). Предметом договора является совместная организация и проведение различных мероприятий, направленных на реализацию проекта «Школа родственного ухода».
Этапы реализации проекта
Идея о совместной реализации с ОБУСО «ЦСО «Участие» города Курска проекта Школа родственного ухода возникла в 2021 году.
1 ЭТАП Участниками  проекта ежегодно (начиная с 2021г) проводится исследование целевой аудитории методом опроса. Опросник прилагается (Приложение 2). В опросе каждый год принимают  участие около  40 человек из числа социальных работников и граждан, осуществляющих уход.  В результате  опроса определяются  потребности лиц, осуществляющих уход, в получении конкретных знаний и умений.
Как видно из диаграммы 1, за последний год возросла потребность в темах гигиена маломобильного человека, профилактика пролежней, уход за стомированными пациентами, безопасное передвижение маломобильных граждан, общение с пациентом с нарушением речи, слуха и зрения, психологическая поддержка пациента. Это связано с повышением уровня медицинских технологий, позволяющим выхаживать пациентов, которые раньше умирали.
2 ЭТАП. На основе выявленных потребностей ежегодно составлялся план занятий (приложение 1)  
3 ЭТАП. Создан волонтёрский отряд из студентов специальности «Сестринское дело», которые изъявили желание усовершенствовать свои профессиональные навыки.
Как видно на диаграмме, количество волонтеров растет с каждым годом, в целом оно составило 55 человек.
Закрепленные за проектом преподаватели провели обучение студентов-волонтеров, к каждому занятию «Школы родственного ухода» разработали дидактические материалы, включающие мультимедийные презентации, обучающие видео, буклеты, памятки. 
4 ЭТАП. Студенты – волонтеры и преподаватели участвовали в обучении социальных работников,  помощников по уходу и членов семей, имеющих маломобильных родственников, а также граждан с целью формирования навыков самоухода.
На каждом занятии после короткого изложения преподавателем теоретического материала, студентами- волонтерами демонстрировались практические манипуляции, а слушателями  под контролем студентов и преподавателей эти умения отрабатывались. Цикл из сначала из 6, затем из 7-8 занятий повторялся ежегодно для новой аудитории. 
Как видно из диаграммы, востребованность в обучении во всех категориях целевой аудитории  растет.     
Инновационные образовательные технологии
В проекте используются современные педагогические технологии, которые делают процесс обучения более доступным и совершенным:
технология проектного обучения;
имитационно-игровые технологии (имитационный тренинг, разыгрывание ролей, отработка на симуляторах)
технологии дистанционного обучения.
Применяется групповая форма работы учебной деятельности:
-бригадный метод,
-метод «пилы»,
-коллективный способ обучения.
Результат
Занятия в школе ухода, проводимые совместно с преподавателями и студентами медицинского колледжа,  имеют большое значение. Слушатели (социальные работники, родственники тяжелобольных граждан) получают теоретические знания и значимые практические навыки в вопросах:
- основ ухода (кормление, гигиена, перемещение, профилактика пролежней, профилактика  когнитивных нарушений  и  т. д.);
- адаптации жилья, организации безопасного пространства к потребностям  человека,  нуждающегося  в  уходе,  а  так  же  для ухаживающего;
- правильному подбору и обучению пользования техническими средствами реабилитации (кровать, костыли, трости, ходунки, коляска и др.) и уходовых  средств (пояса, доски, подушки, противопролежные матрацы, валики и т. д.).
С 2021 года по 2024 год в реализации этого проекта приняло участие 55 волонтёров – студентов КБМК, которые обучили 70 социальных работников Центра «Участие», 42 члена семей, имеющих маломобильных граждан, 35 граждан (с целью формирования навыков самообслуживания (самоухода))
В дистанционном формате в 2022 году прошли обучение ещё около 50 социальных работников  из районов Курской области. 
Студенты медицинского колледжа, участвующие в реализации данного проекта, углубили знания по уходу, так как информация им давалась в расширенном объёме.  По результатам интервьюирования студентов «живое» общение со слушателями Школы позволило им улучшить коммуникативные навыки. Средний балл волонтеров по освоению профессиональных модулей,  овладению общими и профессиональными компетенциями,  составил 4,5, что значительно выше уровня по колледжу. 
Этот проект получил хорошие отзывы. Центр «Участие» вручил Благодарственные письма преподавателям и студентам.
В настоящее время продолжается сотрудничество с ОБУСО «ЦСО «Участие» города Курска. Проводятся занятия,  запланированные на 2025 год.
Перспективы развития
Расширение аудитории, включение лиц вынужденно переселившимися с приграничных территорий Курской области, семьи участников СВО. 
За последний год выросла востребованность в обучении в Школе ухода: в 2024 году количество обученных граждан составило 50 человек, что на 50% больше, чем в 2021 году, у слушателей увеличилось количество интересующих вопросов, увеличилось количество студентов - волонтеров с 13 до 17 человек.
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса
 
           
          - 
                      1434 
- 
                                    58 
 
          - 
                      20 
- 
                                    
 
           
          - 
                      27 
- 
                                    
 
          - 
                      81 
- 
                                    
 
          - 
                      7 
- 
                                    
 
          - 
                      226 
- 
                                    5 
 
           
          - 
                      5 
-