«Новая инженерия» - флагманское направление Мончегорского политехнического колледжа по развитию компетенций для современного производства
Номинация: Лидер партнёрства и управления / Лидер партнёрства и управления в эффективном использовании ресурсов
«НОВАЯ ИНЖЕНЕРИЯ» флагманское направление Мончегорского политеха по развитию компетенций для современного производства
Образовательная организация: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мончегорский политехнический колледж»
Руководитель направления: Горева Ольга Владимировна
Контактная информация: адрес: 184511, Мурманская область, г. Мончегорск, пр. Металлургов, дом 1, e-mail: uristmon-pk@yandex.ru, Тел. 89611289435
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА
Ключевой вызов современных промышленных предприятий – цифровая трансформация. Для встраивания современных технологических решений в текущие процессы, предприятиям нужны инженеры нового типа, которые умеют программировать, работать с 3D-моделями, создавать цифровые двойники, внедрять технологии роботизации, работать с большими данными. Текущая ситуация на рынке труда говорит о дефиците инженеров, обладающих компетенциями в работе с современными технологическими инструментами.
В целях решения проблемы подготовки современных инженерных кадров в Мончегорском политехническом колледже реализуется практика проектного обучения в рамках флагманского направления «Новая инженерия».
Основной замысел – формирование базовых инженерных компетенций на основе работы с современными технологическим инструментами.
Достичь эффективности в этом возможно, если подготовка по таким компетенциям будет максимально практична, ориентирована на решение реальных производственных задач, а результаты обучения будут подлежать экспертной оценке индустрии.
В этой связи оптимальным для построения образовательных программ был выбран проектный метод обучения. Это означает, что программы обучения максимально гибкие, формируются модульно, а каждый модуль в образовательной программе работает на решение проектной задачи.
Апробация данной практики проводится на базе дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в области аддитивных технологий с целью постепенной бесшовной имплементации современных подходов к обучению в область основного профессионального образования и создания в ближайшие 5 лет на базе колледжа центра компетенций по базовой современной инженерной подготовке.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Деятельность флагманского направления «Новая инженерия» направлена на создание в колледже инновационной системы обучения, которая позволит обучающимся получить актуальные инженерно-технические компетенции в соответствии с требованиями современного рынка труда. Использование цифровых технологий является важным отличительным признаком для ведущего промышленного комплекса Мурманской области по производству цветных металлов, ключевого индустриального партнера колледжа - АО «Кольская горно-металлургическая компания». Востребованы компетенции в области 3д-моделирования, аддитивных технологий, реверсивного инжиниринга, мехатроники и робототехники, беспилотных систем, искусственного интеллекта.
Решение реальных производственных задач с использованием современных технологий во время обучения дает возможность индустрии исключить формальный подход к обучению персонала и сократить существующую потребность в необходимых инженерно-технических кадрах, а колледжу - повысить качество профессиональной подготовки кадров для ключевой отрасли города и региона - Металлургии.
ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Партнерами в развитии флагманского направления колледжа выступили ПАО ГМК «Норильский Никель» и АНО «Агентство развития Мончегорска», в целях подготовки квалифицированных специалистов, соответствующих современным требованиям на территории города Мончегорска и Мурманской области.
Этапы реализации проекта "Новая инженерия" включают:
- Проведение оценки потребностей работодателей и определение критериев для успешного сотрудничества (сначала на основе информации из открытых источников, а в дальнейшем на основе взаимодействия с ответственными подразделениями компаний);
- Поиск академических, технологических, индустриальных партнеров и заключение соглашений о сотрудничестве
- Разработка образовательных программ, включающих теоретическую подготовку и практические задания, отталкиваясь от механики проектной деятельности.
- закупка оборудования и материалов.
- Сбор проектных задач от индустрии.
Этот процесс стал частью образовательного модуля, направленного на развитие «гибких» навыков, таких как эффективная коммуникация, умение работать в команде, публично выступать и презентовать свое решение. Такая механика сбора проектных задач оказалась не простой, но достаточно эффективной с точки зрения формирования общепрофессиональных компетенций слушателей программ.
- Подведение итогов с оценкой достигнутых результатов со стороны заинтересованных представителей индустриального партнера и публичная защита слушателями или командами слушателей своих проектных решений.
За период с октября 2023 года по июнь 2025 в колледже были успешно реализованы следующие образовательные программы:
1) дополнительная профессиональная программа (программа профессиональной переподготовки) «Аддитивное производство и реверсивный инжиниринг» (413 час., очно-заочная форма обучения, набор - группа 20 чел., выпуск 18 чел.)
2) дополнительная профессиональная программа (программа профессиональной переподготовки) «3Д-моделирование и аддитивное прототипирование», 273 час., очно-заочная форма обучения, набор - 28 чел., выпуск – 25 чел.) Повышение квалификации в рамках реализации этой программы прошли – 2 чел.,
4) основная программа профессионального обучения (профессиональная подготовка) «Оператор аддитивного оборудования» (92 час., очная форма обучения, набор 5 чел., выпуск – 5 чел.)
Программы профессиональной переподготовки реализованы в сетевой форме с участием Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» СПбПУ Петра Великого , АНО «Центр развития креативных индустрий», г.Томск.
Слушатели программ:работники АО «Кольская горно-металлургическая компания» (площадки г. Мончегорска и г. Заполярный, Мурманская область, представители не менее 8 внутренних структурных подразделений), студенты и работники ГАПОУ МО «МонПК»; работники муниципальных предприятий и учреждений, школьник 8-9 классов школ г. Мончегорска.
Источник финансирования обучения:
- средства работодателя, собственные средства слушателей программ.
За основу разработки модели компетенций по ДПП были приняты Профстандарт "Специалист по аддитивным технологиям", ФГОС СПО «15.02.09 Аддитивные технологии».
Организационная модель направления "Новая инженерия" предполагает совместную деятельность колледжа и компаний в рамках долгосрочного партнерства, основанного на взаимном доверии и интересах.
Необходимые ресурсы для успешной реализации проекта:- Квалифицированные преподаватели-эксперты и наставники.- Методические материалы и учебные пособия.- Финансовые средства на оборудование и материалы для практических занятий.- Техническая поддержка, медиа сопровождение и инфраструктура для проведения мероприятий проекта.
Результаты.
- 3 партнерские площадки дополнительно задействованы в реализации проекта;
- более 10 внешних экспертов привлечены к реализации программ;
- 50 слушателей образовательных программ из 53 зачисленных на обучение успешно завершили обучение;
- более 50 реальных производственных задач получили решение в виде испытательных образцов, многие из которых в высокой степени готовности к непосредственному внедрению. Большинство производственных задач слушателей были сформированы в каталог для демонстрации полученного опыта.
Возможность внедрения представленных решений подтверждается протоколами испытаний опытных образцов изделий на производстве и положительными отзывами представителей заказчика на итоговой аттестации программ, развитием дальнейшего взаимодействия предприятия с колледжем ;
- предварительный экономический эффект заказчика от внедрения результатов проектной деятельности слушателей может составить более 10 миллионов рублей;
- колледж получил доход от реализации программ на дальнейшее развитие практики проектного обучения более 1 млн. руб.;
- повысилось качество инженерной подготовки обучающихся колледжа за счет обновления материально-технической базы (приобретение дополнительного оборудования для реализации программ) и получения преподавателями опыта проектного решения реальных практических задач.
Особенностью практики проектного обучения «Новая инженерия» является организация использования всех возможных ресурсов, которые есть в колледже и за его пределами и необходимы для реализации проектов, независимо от географического расположения. Это позволило решить кадровую проблему и задействовать различные локации города для проведения мероприятий проекта, что только усилило результат в части повышения имиджа Мончегорского политехнического колледжа как учреждения среднего профессионального образования.
Успешная реализация пилотных программ в рамках направления способствовала созданию на базе колледжа современной мастерской по аддитивному производству, которая стала основой для создания учебно-производственного комплекса.
Несмотря на то, что новый подход реализуется ГАПОУ МО «МонПК» в области дополнительного профессионального образования, возможна постепенная и бесшовная имплементации современных методик и подходов к обучению в область основного профессионального образования. Ближайшая задача – реализовать практику «Проект как диплом» для студентов, обучающихся по специальности 15.02.09 "Аддитивные технологии".
Масштабирование проекта возможно путем увеличения областей применения проектного подхода к обучению, например, для задач по автоматизации процессов и производств.
Мончегорский политехнический колледж является ядром образовательно-производственного центра «Кольский горно-металлургический», созданного в 2023 году в рамках федерального проекта «Профессионалитет», в который вошли АО «Кольская ГМК», ООО «Печенгастрой», ГАПОУ МО «Печенгский политехнический техникум». Инновационный опыт проекта, как технология, направленная на усиление практикоориентированности образования, в будущем может стать основой для всех образовательных программ СПО образовательно-производственного центра.
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
88
-
18



-
865
-
40


-
7
-


-
10
-

-
65
-

-
1
-