Вектор профессионального развития
Номинация: Лидер партнёрства и управления / Лидер партнёрства и управления в эффективном использовании ресурсов
Стажировочная площадка «Вектор профессионального развития создана на базе ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа
Цель проекта: организационно-методическое сопровождение деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования в Ярославской области с целью непрерывного повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческого персонала посредством сетевого взаимодействия.
Задачи:
1. Выявить профессиональные дефициты педагогических работников и управленческого персонала организаций, реализующих программы дошкольного образования.
2. Разработать модель организационно-методического сопровождения деятельности управленческих и педагогических кадров организаций, реализующих программы дошкольного образования на основе сетевого взаимодействия.
3. Обеспечить разработку учебно-методических материалов и программ дополнительного профессионального образования с целью создания методической базы для устранения профессиональных дефицитов управленческих и педагогических кадров.
4. Обеспечить функционирование стажировочной площадки по организационно-методическому сопровождению деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования.
5. Способствовать распространению эффективных практик профессионального развития в рамках деятельности стажировочной площадки.
Целевая аудитория проекта – административные и педагогические кадры дошкольных образовательных организаций Ярославской области.
Актуальность.
Повышения уровня профессиональных компетенций педагогических и управленческих кадров дошкольных образовательных организаций региона; привлечение молодых специалистов в систему дошкольного образования; создание единого методического пространства для дошкольных образовательных организаций; актуализация содержания повышения квалификации педагогических и управленческих кадров дошкольных образовательных организаций региона С учетом развития системы дошкольного образования, вовлечения молодых специалистов и их профессионального становления, а также, развития современных технических средств и информационных сервисов и платформ, в рамках деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования, данный проект обладает устойчивостью в системе непрерывного повышения уровня профессиональных компетенций педагогических работников и управленческого персонала региона. Актуальность данного проекта определена перечнем поручений и посланий Президента РФ В.В. Путина. 6 марта 2018 года Президент поручил Правительству РФ (поручение № Пр-580): «… создание, в том числе на базе лучших профессиональных образовательных организаций, центров опережающей профессиональной подготовки, предусмотрев предоставление им возможности использования совместно с другими профессиональными образовательными организациями современного оборудования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным и перспективным профессиям, в том числе по программе ускоренного обучения…». Дефицит педагогических кадров в регионе, также отражает актуальность данного проекта. В соответствии с аналитической запиской к Мониторингу рынка труда и прогнозу кадровых потребностей экономики Ярославской области (прогноз на период с 2019 по 2023 годы) дефицит педагогических кадров в 2019 году составлял 2281 человек, в настоящее время – 2197 человек. Среди наиболее востребованных должностей и профессий: учителя математики, начальных классов, английского языка, физической культуры, педагоги дополнительного образования и воспитатели. Приоритетные направления социально-экономического развития региона также являются обоснованием актуальности данного проекта, а именно, повышение уровня развития социальной сферы, которое отражено в постановление Правительства Ярославской области от 17.03.2017 № 206-п (с изменениями на 9 сентября 2019 года), «Об утверждении областной целевой программы «Повышение эффективности и качества профессионального образования Ярославской области».
Описание проекта
Структура деятельности стажировочной площадки строится по четырем направлениям (векторам):
Административный вектор. Мониторинг профессиональных дефицитов. Организация тематических мероприятий, семинаров, мастер-классов, по актуальным вопросам развития системы дошкольного образования в РФ и заявкам управленческих кадров организаций, реализующих программы дошкольного образования, а также, круглых столов по обмену опытом и презентаций эффективных практик региона.
Методический вектор. Комплексная модульная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических и управленческих кадров. Реализация данной программы строится на основе выбора модулей (возможность выбора содержания обучения) с учетом образовательных потребностей/дефицитов в области профессиональной деятельности (индивидуальная образовательная программа педагога). Сочетание любых выбранных модулей не нарушают логику курса. Основываясь на анализе профессиональных дефицитов педагогов, заявок дошкольных образовательных организаций региона, предусмотрена разработка необходимых дополнительных образовательных модулей программы повышения квалификации.
Вектор коррекционной работы. Данное направление работы направлено на сопровождение деятельности педагогических и управленческих кадров в получении необходимых профессиональных компетенций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Предполагаются онлайн-лекториумы с учетом классификации нарушений в развитии детей, консультации специалистов (по заявкам); формирование базы диагностического психолого-педагогического инструментария и т.д.
Дистанционный вектор. Создание виртуальной методической информационной среды, которая включит в себя структурированные материалы всех вышеуказанных векторов: дистанционные образовательные модули; онлайн-библиотеку, наработки педагогов региона, методическую базу; онлайн площадку для онлайн-мероприятий; механизм сбора заявок и диагностику дефицитов, механизм оценки качества деятельности стажировочной площадки и удовлетворенности участников. Все векторы в рамках деятельности стажировочной площадки могут интегрироваться между собой, дополнять друг друга, исходя из запросов и дефицитов педагогических и управленческих кадров организаций, реализующих программы дошкольного воспитания.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационный.
Заключение соглашений о сотрудничестве в рамках сетевого взаимодействия с организациями, реализующими программы дошкольного образования.
Разработка нормативно-правового обеспечения деятельности стажировочной площадки (положение, приказы)
Выявление профессиональных дефицитов управленческих и педагогических кадров организаций, реализующими программы дошкольного образования, заключивших соглашения о сотрудничестве
Создание механизма обратной связи по оценке качества и удовлетворенности участников стажировочной площадки на основе цифровой платформы.
2 этап. Методический
Разработка учебно-методических материалов с учетом выявленных профессиональных дефицитов, комплексной модульной программы повышения квалификации, систематизация имеющихся методических продуктов и размещение в электронной методической базе на основе цифровой платформы.
3 этап. Практический
Реализация мероприятий в рамках модели организационно-методического сопровождения деятельности управленческих и педагогических кадров организаций, реализующих программы дошкольного образования на основе сетевого взаимодействия
Реализация комплексной модульной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
Трансляция эффективных практик организационно-методического сопровождения деятельности управленческих и педагогических кадров организаций, реализующих программы дошкольного образования.
4 этап. Рефлексивно-обобщающий
Мониторинг обратной связи на основе цифровой платформы и сервисов коммуникаций
Пополнение методических ресурсов и дополнительных модулей программы повышения квалификации на основе созданной модели организационно-методического сопровождения.
Планирование перспектив дальнейшей деятельности.
Инновационные образовательные технологии, методики и инструменты
Образовательная среда колледжа оснащена современным мобильным технологическим и учебно-лабораторным оборудованием, модернизированными методическими подходами и представляет собой инновационный образовательный комплекс – «Мобильный Педагогический ЛабораториУм», включающий в себя лабораторию мобильной робототехники, 3D-лабораторию, интерактивную лабораторию, лабораторию опытно-экспериментальной деятельности, фото- и видео-лабораторию, мобильный тренажерный комплекс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Сводный анализ результатов деятельности стажировочной площадки.
На начало функционирования стажировочной площадки заключены соглашения о сотрудничестве с 33 дошкольными образовательными организациями Ярославской области – это, в среднем, 330 человек управленческих и педагогических кадров организаций, из расчета 10 человек на организацию: 8 воспитателей (4 возрастные группы по 2 воспитателя на каждую), старший воспитатель, заведующий.
В мероприятиях стажировочной площадки приняли участие управленческие и педагогические кадры из 23 дошкольных образовательных организаций Ярославской области (70% ДОО):
- прошли обучение по программе повышение квалификации «Методические основы применения цифровых технологий в дошкольном образовании» 68 человек;
- приняли участие в цикле онлайн-лекториумов по коррекционному направлению 76 человек;
- прошли стажировку по выбранным тематическим модулям программы повышения квалификации на площадке колледжа 62 человека;
- приняли участие в региональном методическом семинаре «Обеспечение преемственности уровней дошкольного и начального общего образования как одно из направлений разработки и реализации программы дошкольного образования в соответствии с требованиями федеральной образовательной программы» 19 человек;
- посетили региональный мастер-класс по образовательной робототехнике – 19 человек;
- приняли участие в региональном круглом столе по обмену опытом «Проект как одна из форм организации образовательного процесса в дошкольном образовании» 25 человек.
Таким образом, 82 % управленческих и педагогических кадров организаций, реализующих программы дошкольного образования региона (в рамках соглашений о сотрудничестве) повысили свой уровень профессионального мастерства.
По итогам деятельности стажировочной площадки «Детский сад – маршруты развития» на базе ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа проведен мониторинг качества и удовлетворенности управленческих и педагогических кадров дошкольных образовательных организаций процессом организационно-методического сопровождения.
Обратную связь дали 197 человек из 230 управленческих и педагогических кадров, активно принимающих участие в мероприятиях стажировочной площадки, что составляет 86%. Средний балл качества деятельности стажировочной площадки - 4,5; удовлетворенность процессом организационно-методического сопровождения в рамках стажировочной площадки – 4,6 балла.
Таким образом, 86 % управленческих и педагогических кадров дошкольных образовательных организаций удовлетворены деятельностью стажировочной площадки «Детский сад – маршруты развития» на базе ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа.
Перспектива дальнейшего развития проекта:
направления (векторы) работы могут дополняться и расширятся исходя из запросов социальных партнеров; информационно-методическая среда с базой методических материалов остается доступной для ДОО региона и будет пополняться; дополнительная профессиональная программа повышения квалификации может дополнятся учебными модулями, исходя из запросов и проф дефицитов педагогических и административных кадров ДОО. Разработанная модель организационно-методического сопровождения деятельности организаций региона может быть использована организациями, реализующими программы различного уровня образования. Предложенная модель может быть реализована в других регионах.
Более подробно по всем этапам и показателям проекта в прикрепленном файле Концепция проекта
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
88
-
18



-
865
-
40


-
7
-


-
10
-

-
65
-

-
1
-