Экосистема профессиональной ориентации: школа-колледж -предприятие
Номинация: Лидер партнёрства и управления / Лидер партнёрства и управления в эффективном использовании ресурсов
Описание практики ГАПОУ СО "Уральский политехнический колледж – Межрегиональный центр компетенций"
«Экосистема профессиональной ориентации: школа – колледж – предприятие»
На сегодняшний день УПК-МЦК готовит студентов по 24 направлениям, количество студентов почти 3000 и мы гордимся крепкими и широкими связами с работодателями, общеобразовательными организациями города Екатеринбурга и Свердловской области. В 2016 году у нас появился корпус Технопарке «Университетский», сегодня это учебно-производственная площадка (5 000 кв.м), которая отвечает современным требованиям подготовки специалистов высокотехнологичных производств. Современная инфраструктура колледжа позволяет нам сегодня обеспечивать не только высокий уровень подготовки выпускников, востребованных на промышленных предприятиях региона, но и ставить приоритетом – профессиональную ориентацию школьников, наших будущих абитуриентов. Под эту задачу в 2022 году в колледже было создано подразделение - отделение дополнительного образования и профессиональной ориентации.
С декабря 2024 года колледж является региональной инновационной площадкой Свердловской области в рамках Уральской инженерной школы 2.0».
Реализация разнообразных профориентационных проектов, совместно с индустриальными и социальными партнерами (школами, предприятиями – работодателями, учреждениями дополнительного образования, ВУЗами) позволяет решать задачи Уральской Инженерной школы, а именно: сформировать у обучающихся осознанное стремление к получению образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля.
Выстраивая свою деятельность со школьниками и абитуриентами, мы делаем акцент не на профориентации в традиционном понимании, а на сопровождении профессионального самоопределения школьников, на создание условий, в которых подростки могут пробовать, выбирать и это не одномоментный, а длительный процесс, более глубокого погружения в профессию.
Ни для кого не секрет, что спрос на обучение в колледже за последние 3-5 лет существенно вырос. Результаты приемной кампании 2024 года говорят, о том, профессии и специальности технической направленности становятся все востребование. Ежегодно мы наблюдаем высокий конкурс и проходной балл.
Однако мы не можем говорить о том, что выбор у школьников осознанный, к сожалению, результаты ежегодного опроса абитуриентов свидетельствуют о том, более половины из них при поступлении не понимают, в чем заключается их будущая профессия, чем они будут заниматься после получения диплома, где проходить практику, какие дисциплины изучать, менее 30% из поступивших пришли к нам на день открытых дверей, и как результат не все выпускники после окончания колледжа идут работать по полученной специальности и профессии.
УПК-МЦК является участником федеральных и региональных проектов по профориентации.
На площадках колледжа ежегодно проходят профессиональные пробы по техническим направлениям подготовки, на которых бывают не менее 500 школьников города Екатеринбурга и Свердловской области.
Силами наших преподавателей, мастеров ПО, студентов-наставников, амбассадоров ФП «Профессионалитет» мы проводим мастер-классы и презентации на площадках школ.
Традиционные дни открытых дверей для абитуриентов и их родителей позволяют охватить не менее 500 человек ежегодно. Однако, нам всегда хотелось более глубокого погружения школьников в профессию, чтобы обеспечить не только знакомство с направлениями подготовки, но и при помощи психолого-педагогических приемов и технологий, какой в том числе является феномен наставничества, помочь молодых людям (подросткам) определиться с будущей профессией и сделать осознанный выбор.
Ответом на наш запрос, на запрос родителей, стали профильные тематические смены «ПРОФОТРЯДЫ», которые совместно с партнерами мы реализуем с декабря 2022 г. За это время более 200-х школьников Екатеринбурга и Свердловской области смогли принять участие в сменах, в том числе при поддержке партнеров – работодателей на внебюджетной основе.
В 2024 и 2025 годах – наш опыт профориентационной работы, опыт в проведение смен позволил нам получить Грант общероссийского общественно-государственного движения «Движение ПЕРВЫХ».
555 школьников за 2 года стали участниками летних профильных смен, получили профессиональные навыки и развили проектные компетенции более
5000 школьников ежегодно вовлечены в профориентационные события (школьные фестивали профессий)
86 педагогов прошли программу повышения квалификации «Тьюторское сопровождение проектной деятельности обучающихся».
15 индустриальных партнеров направили своих наставников для сопровождения мероприятий летних смен и фестивалей профессий на площадках школ, выступили спонсорами в награждении участников летних смен.
Результаты смены:
приобретение навыков
работы на специализированном оборудовании, изготовления прототипов (деталей, действующих электромонтажных схем, веб-сайтов, медиа-контента и т.д.)
умение рассказать где и как применяются эти компетенции:
на каком производстве
в каких профессиях можно успешно выполнять такие компетенции
на каких реальных предприятиях региона востребованы эти профессии и компетенции
Результаты проекта, это совместная работа администрации и педагогов школ, преподавателей, мастеров ПО, студентов колледжа и конечно же наших партнеров-предприятий.
С сентября 2023 г. по всей стране реализуется Профминимум, по замыслу которого школы в обязательной порядке должны проводить профориентационные занятия с учениками, знакомя их с современными технологиями, производствами, востребованными профессиями. Наш колледж как ведущая образовательная организация, обладающая мощной материально-технической базой, не мог остаться в стороне и в партнерстве со школами реализует Профминимум в различных форматах.
В рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного в апреле 2023 года между УПК-МЦК и Департаментом образования Администрации города Екатеринбурга, профминимум реализуется нами сегодня:
Во-первых, через проведение уроков технологии для учеников 8-х классов (88 лицей, г.Екатеринбург).
Во-вторых, через сопровождение учеников 8-х предпрофильных классов (Гимназия №202 «Менталитет», г.Екатеринбург).
В-третьих, через профессиональное обучение школьников первой профессии «Чертежник-конструктор» в сетевом взаимодействии со школами Кировского района.
Программа проф.обучения школьников «Чертежник- конструктор» еще один способ популяризации рабочих профессий и развития инженерного мышления. На протяжении 1,5 лет ученики 8-9-х классов погружаются в профессиональную деятельность. и приобретают профессиональные навыки 3Д-проектирования.
Программа позволяет дать ребятам основы технологических знаний (черчение, метрологию, инженерную и компьютерную графику, 3-Д моделирование) и научить работать в современных программах, таких как Компас 3Д и Geomagic Design.
Разнообразные форматы занятий, с учетом возрастных и психологических особенностей, позволяют погрузить подростков в новую образовательную среду, познакомить с профессиями и предприятиями, показать многообразие вариантов развития в технологических сферах.
Но самое главное это не сами часы и темы, а формат занятий, который мы выбрали. Это практикоориентированные встречи, лабораторные работы, экскурсии на предприятия (за первый учебный год ребята посетили 6 заводов), встречи со студентами. Одним словом, погружение в профессиональную среду.
Наши результаты сегодня - 43 человека зачислены на программу в сентябре 2024 года и 40 планируют продолжать в предстоящем учебном году. 3 человека из них стали участниками конкурса профессионального мастерства «Профессионалы» в категории «Юниоры», 4 человека приняли участие в качестве стажеров на летних сменах, то есть помогали мастерам проводить занятия с начинающими школьниками.
Проект «Чертежник- конструктор» нашел свое продолжение в проекте «ТЕХНО-классы. Это профессиональное обучение для старшеклассников 10-11 классов. И здесь уже у нас участвует не только колледж, но и ВУЗ в лице Уральского федерального университета. Алгоритм реализации программы профессионального образования остался прежним. В течение 10 и 11 классов учащиеся осваивают программу 1 курса СПО по направлению «Мехатроника и робототехника» и после окончания 11 класса и сдачи квалификационного экзамена получают свидетельство о профессии «Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики».
Главными участниками являются: УПК-МЦК, Институт новых материалов и технологий Уральского Федерального Университета, индустриальные партнеры (предприятия машиностроительной отрасли) и 5 школ, имеющих лицензию на проф.обучение).
На сегодняшний день разработана программа, составлен интегрированный учебный план, проведено собрание с родителями.
В школах в рамках пятидневной учебной недели ребята будут изучать дисциплины общеобразовательной подготовки и отдельные курсы профессиональной подготовки (они на слайде), которые им преподают школьные учителя. А в субботу и частично в каникулы они будут осваивать профессиональный цикл на базе колледжа и университета, проходить производственную практику и стажировку на предприятиях.
На слайде представлена траектория движения учащихся к успешной профессиональной деятельности в рамках представленной модели.
После окончания школы у школьников появляются варианты: либо продолжить образование по сокращенной программе в колледже и получить диплом СПО по профессии мехатроник, либо поступить в ВУЗ. Стоит заметить, что получение свидетельства о рабочей профессии позволяет школьнику начать свою трудовую деятельность!
Мы уверены, что целенаправленная деятельность всех участников проекта по выстраиванию системы профессионализации в рамках ранней профориентации, предпрофильного и профильного обучения, способна ответить на вызовы современного рынка труда, стать способом решения запроса родителей и усилить мотивацию молодежи к получению технологического и инженерного образования.
Ссылки на видеоролики:
- про РИП https://disk.yandex.ru/i/gISUK1LbfN-B1w
- про смены ПЕРВЫЕ https://disk.yandex.ru/i/aKRyeRJq1ag30A
- ссылка на группу проекта в ВК https://vk.com/profotrad?from=groups
- ссылка на группу колледжа в ВК https://vk.com/urpcpoliteh?from=groups
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
88
-
18



-
865
-
40


-
7
-


-
10
-

-
65
-

-
1
-