Региональная форум-лаборатория "Киров 650. Креативный код молодёжного пространства города: творческая эволюция и развитие"
Номинация: Лидер образовательных инициатив / Лидер образовательных инициатив в отраслевой подготовке
В год 650-летия города Кирова и в год своего 77-летия Вятский колледж культуры провел масштабную двухдневную форум-лабораторию в инновационном формате. Она называлась «Киров-650. Креативный код молодежного пространства города: творческая эволюция и развитие» и вошла в программу фестиваля творческой молодежи «Будущее культуры начинается с нас».
Два форумных дня прошли в интенсивной и интересной работе. Перед участниками выступили спикеры, лидеры общественного мнения. На мастер-классе по журналистике ребята писали тексты о местных достопримечательностях, на мастер-классе по фото и видео – создавали сюжеты о любимых уголках города. Также участники проектировали молодежные арт-пространства, знакомились с современными форматами работы, вместе с наставниками выбирали востребованные инициативы, общались с волонтерами культуры и играли в игру «Однажды в Кирове».
Ключевым событием двухдневной форум-лаборатории стала презентация креативных продуктов, созданных ее участниками. По мнению ведущих мастер-классов, культурный код города – это база, которая ложится в основу очень многих продуктов от благоустройства до изготовления сувениров. Креативность как способность к инновациям позволила участникам предложить идеи по преобразованию обыденного городского пространства. Молодежные идеи легли в основу дизайн-макета Театральной площади для проекта «Киров - новогодняя столица России»; аудиовизуальной интерпретации Кирова; уникальных текстов о значимых для молодежи местах в городе; анимационного ролика, отражающего город в будущем. Одним из самых ярких событий стал мастер-класс по саунд-дизайну – исследованию городских звуков.
При аншлаге народный учебный театр Вятского колледжа культуры в рамках лаборатории представил спектакль «Кое-что о том самом и не только» в постановке заслуженного работника культуры Кировской области Андрея Метелева. В основе постановки одноименная пьеса Дмитрия Калинина – воспоминание о счастливом детстве.
Проект форум - лаборатории реализован в партнерстве Вятским колледжем культуры и Центром инновационного развития культуры и искусства, победителем регионального грантового конкурса 2024 года для социально ориентированных НКО. Конкурс организован министерством внутренней политики Кировской области при софинансировании Фонда президентских грантов.
Актуальность проблемы
Проект направлен на развитие необходимых компетенций в сфере творческих (креативных) индустрий молодежи региона. Реализация проекта позволит включить новые креативные кадры и культурные институции в создание продуктов (услуг) для повышения качества жизни в регионе, развития городского пространства, сферы туризма и человеческого потенциала Кировской области. В Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2035 года указано, что достижение этих целей является ключевой ставкой региона. Сфера креативных индустрий Кировской области требует развития и системной поддержки, в виду того, что только 7,8% учреждений из общего количества всех организаций приходится на креативные индустрии. Область занимает 55 место среди регионов РФ по вкладу креативных индустрий в ВВП. По данным исследования Агентства стратегических инициатив, Кировская область не входит в число регионов РФ, имеющих концепции развития и поддержки креативных индустрий.
Цель
Обеспечение нового уровня развития участников в творческих направлениях посредством создания возможностей для самореализации, а также с целью популяризации образования в сфере культуры и креативных индустрий.
Задачи
1) Обеспечить информационное сопровождение проекта.
2) Организовать и провести региональный форум-лабораторию «Киров 650. 3) Креативный код молодежного пространства города: творческая эволюция и развитие».
4) Развитие имеющихся навыков творческой деятельности участников форума - лаборатории.
Целевая аудитория
- Школьники 12-17 лет – потенциальные абитуриенты колледжей.
- Молодежь 25-35 лет - потенциальные абитуриенты колледжей.
- Студенты колледжей 16-25 лет.
-Действующие и потенциальные молодые лидеры креативных индустрий региона.
-Профессиональное педагогическое сообщество СПО.
Социальная значимость
С целью определения степени заинтересованности бенефициаров проекта (школьников, студентов) в получении дополнительной профессиональной квалификации (образования) в сфере креативных индустрий было проведено исследование. Исследование состояло из трех этапов, для каждого из которых был разработан инструментарий – анкеты, опросные листы. Сроки проведения исследования – октябрь-ноябрь 2023 года. На первом этапе были опрошены школьники в возрасте от 15 до 17 лет. Всего в опросе приняли участие 1427 респондентов. Анализ ответов респондентов показал, что 57 % опрошенных имеют опыт в сфере креативных индустрий. На рисунке 4 представлены направления креативных индустрий, которые наиболее востребованы у школьников в возрасте от 15 до 17 лет. К наиболее популярным креативным индустриям относятся: дизайн (17%), музыка (12%), театр (10%), реклама (10%). На втором этапе был проведен опрос студентов Вятского колледжа культуры в возрасте от 15 до 20 лет. Всего было опрошено 59,2% от общего количества студентов колледжа. Результаты опроса показали, что 91% респондентов считают необходимым развитие креативных индустрий в регионе. При этом, 68 % опрошенных имеют представление о сфере креативных индустрий. На вопрос о целесообразности включения в учебный план колледжа дисциплин по продвижению услуг и интеллектуальных продуктов 84 % студентов ответили утвердительно.
В данных исследования представлены наиболее популярные направления креативных индустрий у студентов Вятского колледжа культуры. К ним относятся музыка (22%), театральное искусство (14%), кинематография (10%), фото-и видеопроизводство (10%). На третьем этапе были опрошены респонденты в возрасте от 25 лет и старше. Всего опрошено 434 человека. Результаты опроса показал, что 29 % опрошенных имеют опыт в сфере креативных индустрий и считают необходимым развивать их в регионе. К наиболее привлекательным направлениям креативных индустрий 18 % опрошенных относят театральное искусство. На рисунке 6 представлены направления креативных индустрий, которые являются наиболее востребованными у возрастной группы респондентов от 25 лет и старше.
На втором месте после театрального искусства согласно данным опроса стоят музыка (16%) и фото и видеопроизводство (16%). Далее следует изобразительное искусство (9%). В 2021 году в Вятском государственном университете проводилось исследование студентов в возрасте от 18 до 25 лет, с целью выявления факторов, которые могли бы повлиять на планы выпускников после окончания университета остаться в регионе. Всего было опрошено 2 596 студентов. На вопрос о том, что могло бы изменить планы выпускника уехать из Кировской области, 14,95% опрошенных ответили «Открытие в учебных заведениях Кирова интересных специальностей». На вопрос какой специальности не хватает в вузах Кирова, 31,79 % респондентов назвали – «режиссер, сценарист, актер». Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о том, что бенефициары проекта в большинстве своем заинтересованы в развитии креативных индустрий в регионе, но не имеют возможности ими заниматься.
Охват населения
В мероприятиях проекта «Региональная форум – лаборатория «Киров-650. Креативный код молодёжного пространства города: творческая эволюция и развитие» приняли участие свыше 492 человек, из них:
- студенты колледжей (16-25 лет) Кировской области и соседних регионов (Республика Коми, Костромская область, Нижегородская область и др.) – свыше 217 человек;
- активная молодёжь (25 +), в том числе волонтёры культуры Кировского регионального отделения ВОД «Волонтеры культуры» - свыше 175 человек;
- профессиональное педагогическое сообщество СПО – свыше 100 человек.
Территория влияния
Мероприятия проекта имеют региональный уровень - Кировская область, г. Киров. Также в мероприятиях приняли участие студенты колледжей из Республики Коми, Костромской области, Нижегородской области и др.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта проходила в несколько этапов:
- подготовительный этап (август-сентябрь 2024 года) - разработка необходимой документации: положения, сценариев открытия и закрытия, информационных материалов, макетов полиграфической продукции, программы форум-лаборатории и др.
- этап реализации проекта - формирование пула экспертов форум-лаборатории, регистрация участников, информационное освещение хода реализации проекта, проведение мероприятий форум-лаборатории (04-05 октября 2024 года).
- заключительный этап - подготовка аналитического отчета по проекту.
Инновационные образовательные технологии, методики и инструменты, которые удалось применить
Современная трансформация медиасферы определяется развитием и усложнением информационно-коммуникативных технологий, распространением принципов сетевой организации, переходом публичных коммуникаций в онлайн-среду, изменением характера участия студенческой молодёжи в глобальном и локальном информационных обменах. В образовательной деятельности медиатизация стала составляющей социальных взаимодействий. Известно, что с наступлением новой эпохи многие значимые социальные процессы трансформируются. Система образования как социальный институт одной из первых подвержена социокультурной динамике. Это значит, что цивилизационные изменения, приоритет информационных технологий, ценности общества потребления и массовой культуры, модернизация моделей поведения в обществе изменяют образовательные коммуникации. Инновационность проекта заключается в использовании потенциала перформативности медиаобразовательных технологий в образовательном процессе студентов колледжей.В процессе реализации проекта была установлена зависимость инновационных медиаобразовательных технологий от аксиологического дискурса современной системы культурологического знания,
- представлена инновационная педагогическая методология Вятского колледжа культуры как интеграционное поле современных методологий в образовании, профессиональной деятельности.
Результат Количественные результаты:
- Школьники 12-17 лет, принявшие участие в мероприятиях проект - 100.
- Молодежь 25-35 лет, принявшая участие в мероприятиях проекта- 50.
- Студенты 16-25 лет, принявшие участие в мероприятиях проекта - 200.
- Действующие и потенциальные молодые лидеры креативных индустрий региона - 100.
- Молодые работники муниципальных и областных учреждений культуры -100.
Качественные результаты: погружение участников в универсальное творческое пространство самореализации; восприятие творчества как ресурса и процесса позитивного изменения себя и окружающей действительности в творческом проектировании; развитие имеющихся навыков творческой деятельности участников; расширение социокультурного взаимодействия, контактов в сфере творческой деятельности среди обучающихся и преподавателей творческих (креативных) специальностей; популяризация культурно – содержательного и интеллектуально – обогащенного досуга; в регионе сформирована коммуникационная среда молодых лидеров креативных индустрий, разработаны и запущены в реализацию творческие (продукты) проекты, что даст импульс к развитию сферы креативных индустрий.
Перспективы развития: содействие развитию современного, качественного образования в сфере культуры и креативных индустрий; профориентация и повышение мотивации подростков, молодежи в получении профессионального образования и трудоустройство.
Контактное лицо: Зырянова Анастасия Вячеславовна, заместитель директора по развитию Вятского колледжа культуры, tasyaz@yandex.ru
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
82
-
18



-
827
-
37


-
6
-


-
10
-

-
65
-

-
1
-