Проект «Экологическая трудовая бригада «Наш выбор»
Номинация: Лидер социальной активности / Лидер социальной активности в развитии волонтерского движения
Проект «Экологическая трудовая бригада «Наш выбор»
Автор проекта, контактное лицо: Веткина Наталья Владимировна, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин, +7(960)6582496, nataliavetkina@yandex.ru
Цель проекта: сформировать высокий уровень экологической культуры не менее, чем у 75% студентов колледжа в процессе обучения к 01 июля 2026 года.
Задачи проекта:
- Создать экологическую трудовую бригаду «Наш выбор»
- Повысить уровень осведомлённости об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
- Развить интеллектуальные и практические умения по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.
- Воспитать эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой.
- Озеленить и восстановить территорию колледжа, а также оказать помощь в облагораживании территории г.Мичуринска.
Целевая аудитория проекта: студенты колледжа I – IV курс (16 – 20 лет).
Этапы реализации проекта:
I этап – проектно-диагностический (2023-2024 гг.)
II этап – организационно-деятельностный (2024 - 2025 гг.)
III этап –обобщающий (2025-2026 гг.)
Территория влияния: Региональный. Тамбовская область, г. Мичуринск.
Инновационные технологии: метод проектов, деловые игры, технология развития критического мышления, информационные технологии.
Проблемы:
- Низкий уровень сформированности экологической культуры обучающихся и природосбережения;
- Низкая доля обучающихся, вовлеченных в мероприятия экологической направленности от общего числа студентов;
В настоящее время проблема воспитания экологической культуры, природосбережения у молодежи остается одной из главных задач не одно поколение, стоящих перед обществом.
Решение этих проблем повлияло на выбор темы и целеполагания данного проекта.
Актуальность
Проблемы экологической ситуации стали настолько актуальны и социально значимы, что обсуждаются руководителями государств и мировым сообществом. Одной из причин ухудшения экологической ситуации в стране и истощения её природных ресурсов согласно Концепции национальной безопасности РФ является низкий уровень экологической культуры общества. Национальный проект «Экологическое благополучие» 2025-2030 гг. требует изменения образа мышления и действий людей. Именно экологическое образование является тем интегрирующим и системообразующим фактором, который формирует мировоззрение современного человека, способного влиять на будущее, сохраняя хрупкий экологический баланс, сберегая природные богатства планеты.
Достижение целевых показателей государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области» привело к тому, что наша область не первый год занимает верхние позиции в экологическом рейтинге среди регионов по данным общероссийской общественной организации «Зеленый патруль».
Исходя из основных приоритетов государственной политики, определены цели муниципальных программ «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в городе Мичуринске», «Формирование современной городской среды», действующих в г. Мичуринске. Наш город Мичуринск не только город ученых, но стратегическая узловая железнодорожная станция и поэтому экология является неотъемлемым звеном этой отрасли. Перевозка опасных грузов, неисправность подвижного состава, ошибки диспетчеров и машинистов ставят на первое место качественную подготовку работников железнодорожного транспорта.
С учетом приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды в ОАО «РЖД» разработана "Экологическая стратегия ОАО "РЖД" на перспективу до 2030 года"основная цель которой- повышение уровня экологической безопасности, рационального природопользования и сохранения природных систем.
Практические аспекты экологического образования
Актуальность получения экологического образования в нашем колледже продиктована современными темпами развития науки и техники, растущей антропогенной нагрузкой на окружающую среду.
С этой целью в учебный план специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) включен курс «Экология на железнодорожном транспорте»; в специальность 43.02.06. Сервис на транспорте (по видам транспорта) – курс «Организация безопасности в чрезвычайных ситуациях» (ПМ.03 Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте), т.е. экология, в том или ином объеме стала интегральной наукой, связанной почти со всеми техническими дисциплинами, преподаваемыми в колледже.
В процессе профессионального обучения студенты осваивают ряд профессиональных и общих компетенций, в том числе:
- Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (ФГОС СПО ОК. 07).
-Обеспечивать соблюдение при эксплуатации железных дорог требований охраны окружающей среды и промышленной безопасности (ФГОС СПО ПК. 2.5).
Можно обозначить эффективный механизм формирования экологической культуры у студентов: экологическое образование – формирование компетенций - экологическая грамотность.
В своей деятельности современный специалист не может не учитывать аспекты безопасности предлагаемых им технических решений для окружающего пространства, здоровья населения, природной среды. Наряду с экономической, технологической, производственной целесообразностью для него должны быть важны и экологические последствия его работы. Молодой специалист должен иметь представление о способах и средствах снижения негативного влияния технического прогресса, о возможности экологизации своей профессиональной деятельности. Этому должна способствовать не только теоретическая подготовка, но и умение применять полученные знания в практической сфере. Основные навыки в этом направлении студент получает при выполнении лабораторно-практических заданий, направленных на формирование опыта работы с соответствующими источниками информации – нормативными документами, научной литературой, Интернет-ресурсами.
Разработанные учебные пособия и практикумы нацелены на повышение эффективности и практической направленности обучения студентов и предполагают изучение существующей системы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации, углубленную проработку отдельных вопросов функционирования этой системы в форме реферативных исследований, а также самостоятельную работу по мониторингу и анализу состояния окружающей среды в районе их непосредственного проживания и трудовой деятельности.
Новизна и социальная значимость
Говоря о новизне и социальной значимости проекта Экологическая трудовая бригада «Наш выбор», можно подчеркнуть, что экологическое направление системы обучения и воспитания - это немаловажный комплекс взаимосвязанных компонентов, направленных на создание нравственно экологической позиции у студентов.
Формирование системы ценностей предусматривает создание условий для экологического воспитания и развития экологической культуры молодежи, знающей и ответственно реализующей свой потенциал. А такие знающие люди — основа экологически ответственного общества. Сейчас к экологическим мероприятиям привлекается множество студентов. Это осуществляется через развитие экологического волонтёрства, которое играет значительную роль в экологическом воспитании подрастающего поколения. Если человек сам участвует в экологических мероприятиях — значит, он знает для чего это нужно, и почему это важно и сможет привлечь и организовать единомышленников. На поддержание экологического волонтёрства направлена также внеаудиторная экологическая работа, проводимая в колледже. Экологически ответственное поведение молодежи должно стать привычными повседневным. И это не должно ассоциироваться исключительно с уборками и субботниками. Для этого и разработан проект – Экологическая трудовая бригада «Наш выбор» в рамках экологического направления системы воспитания и социализации обучающихся.
В колледже выстроена определенная система воспитания, накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию студентов, совместной деятельности педагогов и родителей. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Сущность данного проекта заключается во включении подростков в активную природоохранную деятельность в сочетании с мероприятиями различных видов. Теоретическая значимость прослеживается в обновлении задач, изменении подхода и развитии нового механизма достижения цели при высоком уровне определенности во времени и конкретике измеримых новых результатов. Практическая значимость в сфере охраны природы, ее сохранения позволяет заложить в российском обществе, и молодежи, в частности, прочные основы экологически осознанного поведения.
Реестр заинтересованных сторон:
- Министерство образования и науки Тамбовской области;
- Администрация города Мичуринска;
- Молодежный парламент города Мичуринска;
- Родительская общественность;
- Мичуринский волонтерский корпус.
Команда проекта:
Макаров Петр Евгеньевич - директор ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж имени В.М.Баранова» (Осуществление контроля за проектом и утверждение основных документов проекта);
Струкова Надежда Петровна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе (Реализация проекта, разработка основной документации проекта);
Воеводина Светлана Юрьевна - социальный педагог (Разработка и проведение мониторингов проекта, составление отчетов и аналитических справок мониторингов);
Веткина Наталья Владимировна - председатель волонтерского отряда «Экспресс» (Разработка планов мероприятий, подготовка и проведение мероприятий проекта);
Колмыкова Татьяна Владиславовна - методист (Разработка основной документации проекта).
Источники финансирования:
- Федеральные программы поддержки (гранты);-Средства бюджета Тамбовской области (гранты);-Инвестиционные ресурсы (безвозмездные поступления от предприятий-партнеров);-Внебюджетные средства (доходы от образовательной деятельности колледжа).
Ожидаемые (достигнутые) результаты проекта:
- Создана трудовая бригада «Наш выбор»;
- Разработана и утверждена программа экологического воспитания студентов;
- Определено не менее 3 - х критериев оценки уровня сформированности экологической культуры у студентов;
- Проведено не менее 4 - х мониторингов оценки уровня экологической культуры, обучающихся колледжа;
- Организованы и проведены массовые мероприятия: круглые столы, экологические акции, конференции, конкурсы, эко-фестивали;
- Проведено не менее 9-ти субботников и добровольческих акций по уборке различных территорий;
- Приобретен инвентарь, специальная одежда, транспорт для передвижения студентов в целях организации работы экологической трудовой бригады на базе колледжа;
- Сформирован опыт участия в конкурсных мероприятиях и конференциях для повышения экологического воспитания студентов, не менее, чем у 75% обучающихся;
- Не менее, чем 11 % обучающихся участвуют в реализации экологических проектов.
Подтверждающие документы: https://vk.com/album-90035227_275834313
Медиафайлы: https://vk.com/album-90035227_306787667
Перспективы развития проекта:
- Увеличение числа участников проекта до 20 % обучающихся колледжа;
- Привлечение новых социальных партнеров к природоохранным мероприятиям;
- Проект предоставляет большие возможности для проведения урочных и внеурочных занятий на экологическую тематику в образовательных организациях области;
- Трансляция опыта, партнерство между колледжами, совместные экологические акции.
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса


-
741
-
36

-
2
-


-
4
-

-
63
-


-
2
-


-
1
-