Проект по развитию наставничества в педагогическом образовании Свердловской области "Старт в будущее"
В настоящее время сохраняется потребность в управлении процессами наставничества в подготовке педагогических кадров. С этой целью необходимо активизировать деятельность по разработке и гибкому управлению реализацией программ наставничества в каждой образовательной организации, в том числе СПО, а также привести имеющийся опыт наставничества в соответствие с утвержденной целевой моделью наставничества.
Работа по управлению процессами наставничества в педагогическом колледжа актуальна, так как возникает проблема подготовки педагогов с учетом запросов работодателей, адаптации и удержания педагогических кадров (более 1200 вакансий в Свердловской области по данным портала "Работа в России")
Цель проекта: обеспечение профессионально-личностного становления студентов педагогического колледжа и методическая поддержка непрерывного
профессионального развития педагогов образовательных организаций Свердловской области через оптимизацию процессов проектного управления в наставничестве и реализацию проекта "Старт в будущее".
Целевая аудитория: 1. Наставляемые:- студенты 1-4 курса специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное воспитание,44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном общем образовании; - молодые специалисты, выпускники Камышловского педагогического колледжа (стаж 1-3 лет), - преподаватели Камышловского
педагогического колледжа;
2. Наставники – управленцы, учителя начальных классов, воспитатели детей дошкольного возраста (представители работодателей Свердловской области), преподаватели колледжа, студенты Камышловского педагогического колледжа.
Охват более 1200 участников из 14 территорий Свердловской и Тюменской области (см. в презентации.)
Реализация практики была организована в три этапа.
Подготовительный этап сентябрь – октябрь 2019-май 2020гг.
Создана организационная структура проекта «Старт в будущее». Сформирован состав проектной команды, в который
вошли представители колледжа и работодателей, определены координаторы от управления образования, образовательных организаций, участвующих в разработке и реализации
проекта. Разработан паспорт проекта «Старт в будущее», пакет методических материалов по реализации проекта «Старт в
будущее» для участников проекта (с учетом моделей/форм наставничества), для осуществления мониторинга результативности наставничества, определены каналы и формы взаимодействия с участниками проекта.
Организационно-деятельностный этап ноябрь 2020-май 2024гг. Осуществлялось внедрение различных моделей/форм наставничества в рамках создания и реализации различных модулей проекта:
Модуль 1 Реверсивное наставничество (модуль для преподавателей колледжа и выпускников колледжа-молодых специалистов). Модуль 2 Студент – работодатель (реализовывался в формах долгосрочного и краткосрочного наставничества, в том числе в триаде«студент-научный руководитель-наставник»); Модуль 3 Династийное наставничество (студент – мастер-наставник (с родственными связями); Модуль 4 Преподаватель – студент (студенты перенимали опыт
преподавательской деятельности в колледже, осуществлялась подготовка потенциальных кадров для колледжа);
Модуль 5 Молодой специалист мастер-наставник (модуль для
выпускников колледжа (стаж 0-3 года) и опытных наставников);
Модуль 6 «Студент – студент»
Модуль 7 «Студент – школьник» (для студентов и обучающихся школ, психолого-педагогических классов).
Модуль 8 «Равный – равному» (для опытных педагогов-наставников – выпускников колледжа, взаимообмен)
Участникам проекта предлагался на выбор МАРШРУТ участия в проекте: базовый, активный, продвинутый (по уровню детальной проработки заполнения документации и интенсивности участия в мероприятиях Проекта). Каждый сезон соотносится с учебным годом.В каждом сезоне перед запуском проекта, в сентябре проектной командой совместно с работодателями продумывается концепция нового сезона, определяются модули, которые будут реализованы, создается/обновляется методическое обеспечение проекта. В октябре организуется торжественное открытие каждого сезона Проекта, представление наставнических пар, чествование наставников с расширенной
деловой программой. В ноябре происходит обучение
наставников в форме курсов повышения квалификации, окружных интенсив семинаров, практикумов, консультаций,
в том числе в онлайн-режиме и др.С декабря по апрель проходят различные мероприятия проекта, конкурсы, конференции, выездные мероприятия. Происходит афиширование результатов
работы наставнических пар в созданном закрытом сообществе ВК «Старт в будущее» через публикацию еженедельных
новостей с фотографиями, где все участники проекта могут поддержать друг друга, задать вопросы. В мае организуется торжественное закрытие каждого сезона проекта с деловой программой. В июне проводится конкурс Проекта, где
выявляются лучшие наставники и наставляемые проекта.Таким образом, в процессе данного этапа происходит наращивание профессиональных компетенций наставников, устранение выявленных профессиональных дефицитов в реализации современных технологий обучения и воспитания наставляемых; Аналитический этап май-июнь 2024
Методики и инструменты, используемые в проекте:
Модель обучения на рабочем месте TELL SHOW-DO (Tell – расскажи, Show – покажи, Do – сделай). Цикл Колба (обучение на собственном опыте в рамках этапа «сделай»).Рефлексивные методы. Выявление и анализ профессиональных дефицитов (на этапе планирования), свот-анализ/кейс-анализ
деятельности, техника установления мотивирующей обратной связи с наставляемым. Методы мотивации наставляемых (на всех
этапах наставничества). Сторителлинг (рассказывание
поучительных историй). Шедоуинг (работа с тенью).
Технология эффективного общения высокого качества, техники «Я сообщение», «Ты - сообщение» и др., кейс-метод. Метод развивающих вопросов для наставляемых. Показ или демонстрация деятельности.Игровые методы обучения наставников и наставляемых. Участие в проектной деятельности
(создание совместных проектов). Интенсив-семинары.
Схема взаимодействия действующих лиц между собой для достижения требуемого результата: координационные совещания, индивидуальные встречи, выезды в территории руководителя проекта, рассылка информационных писем, материалов для участников проекта, отчетных материалов.
Уникальность практики, инновационность технологий заключается в создании и реализации масштабного совместного проекта с работодателями «Старт в будущее», в процессе которого создаются условия для включения работодателей в подготовку специалистов, обеспечивается методическая поддержка непрерывного профессионального развития педагогов образовательных организаций Свердловской области, также профессионально-личностного становления студентов педагогического колледжа, обеспечивается гибкое трудоустройство выпускников колледжа,возможность
выбора наставническими диадами/ триадами маршрута участия в проекте, возможность создания совместных проектов с работодателями (в процессе передачи опыта реализации современных технологий обучения и воспитания, также
в процессе выполнения исследовательских работ студентами в триаде «студент - научный руководитель – наставник-работодатель»), в поддержке корпоративной культуры и преемственности поколений студентов и выпускников колледжа разных лет, в создании площадки «точки возможностей» для обмена практиками наставничества в реализации современных
технологий обучения и воспитания ОО из разных территорий Свердловской области.
В процессе реализации проекта «Старт в будущее» была отработана практика реализации реверсивного наставничества с Центром «Учитель будущего» УрГПУ. Проект «Старт в будущее» стал катализатором в создании Творческой лаборатории наставничества «Ступеньки роста» в Камышловском городском округе (заключено соглашение), ресурсного центра по наставничеству в ГО Сухой Лог (консультирование по созданию центра и сопровождение).
Результат: создание формализованной системы управления процессами наставничества в организации; - разработка и реализация обучающих программ для наставников и
наставляемых; - устранение профессиональных
дефицитов, наставляемых в области использования современных технологий обучения и воспитания (1.6-1.8 б. из 2 б.
возможных, по итогам мастер-классов наставляемых); - увеличение числа запросов организаций работодателей на студентов-наставляемых (потенциальных работников) с 2 в 2019 г.
до 70 в 2024 г.; - трудоустройство студентов-участников
проекта составило с 50% в 2019 г. до 90% в 2024 г.; - рост удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников, включенных в процесс наставничества:
увеличение доли положительных оценок по результатам опроса с 50% в 2019 г. до 80% в 2024 г.; - повышение уровня профессиональной направленности и мотивации у 80%
наставляемых; - успешная профессиональная адаптация у
90% молодых специалистов преподавателей; - повышение удовлетворенности участием в проекте у наставляемых (7-8 баллов из 10 возможных баллов); - увеличение количества участников проекта – от 70 чел. (2019), 265 чел.(в 2024).
Разработаны и реализованы 3 программы повышения квалификации «Наставничество как форма
психолого-педагогической поддержки работников образования (в контексте реализации Методологии (целевой модели)
наставничества)», создан кейс участника проекта, разработаны положения о конкурсах (конкурс эссе, конкурс проекта). Все материалы размещены в разделе проекта на сайте Камышловского педагогического колледжа.
Перспективы: усиление автоматизации сбора, регистрации участников проекта, расширение межмодульной реализации наставничества в проекте, реализация новых форм наставничества "круговое", "командное", "садик-школа", "город-город " и т.п.
Контактное лицо Устьянцева Ирина Юрьевна
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
74
-
17



-
696
-
35


-
2
-


-
4
-

-
63
-
