Проект «Региональный методический полигон по функционированию учебно-производственных комплексов на базе профессиональных образовательных организаций»
КГБПОУ «Бийский государственный колледж»
Проект «Региональный методический полигон по функционированию учебно-производственных комплексов на базе профессиональных образовательных организаций»
1. Концепция
Основная концепция создания в Алтайском крае методического полигона по функционированию учебно-производственных комплексов заключается в оказании методической поддержки профессиональным образовательным организациям по вопросам работы и развития УПК внутри учреждений. Проведённый опрос, направленный на выявление проблем, связанных с организацией и функционированием УПК в Алтайском крае и других регионах, показал, что на данном этапе существует множество трудностей. Например, формально составленные дорожные карты в ПОО по функционированию УПК не приводят к реальным результатам; отсутствуют методические рекомендации, учитывающие региональные особенности; отсутствуют предпринимательские навыки и компетенции у управленческих команд ПОО; отсутствуют эффективные бизнес-модели УПК; слабое внедрение института наставничества в ПОО; недостаток профессиональных кадров в ПОО. На решение данных проблем будет направлен проект по созданию методического полигона, что является принципиально новым проектом для системы профессионального образования Алтайского края.
2. Актуальность проблемы
Учебно-производственные комплексы (УПК) играют исключительно важную роль в среднем профессиональном образовании, обеспечивая студентам практические навыки, опыт работы, социальную адаптацию, взаимодействие с работодателями и развитие внебюджетной деятельности профессиональных образовательных организаций. Они создают мост между образованием и индустрией, что содействует успешной интеграции студентов в профессиональную сферу и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям современного рынка труда. В рамках этого процесса теоретические знания гармонично объединяются с практическим опытом, предоставляя студентам возможность применять свои навыки и умения на практике, а колледжу — развивать свою внебюджетную деятельность.
3. Цель
Оказание методической помощи не менее 20 ПОО по созданию и функционированию учебно-производственных комплексов в период до конца 2028 года.
4. Задачи
-провести опрос и проанализировать информацию о проблемах, возникающих при запуске УПК и организации его деятельности в ПОО
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScsuIB4EI-tqVPEjHGDSYzKcI7BbsGPvjRstWz-Xz0cPGOuDA/viewform ;
-создать методический полигон как место регулярных встреч для педагогов и сотрудников ПОО с целью профессионального консультирования и обмена опытом на базе Бийского государственного колледжа;
обеспечить профессиональный рост педагогов и сотрудников ПОО региона через проведение курсов повышения квалификации и стажерских практик;
-создать электронный пакет методических материалов по функционированию УПК на базе ПОО с учетом региональных особенностей;
-распространить инновационный опыт работы по функционированию УПК в профессиональных образовательных организациях Алтайского края через публикации в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/club229025659; в журнале АИРО «Учитель Алтая»; получения официального статуса Региональной инновационной площадки (результат в сентябре 2025г.); участия в различных межрегиональных и региональных мероприятиях по вопросам функционирования и развития УПК.
5. Целевая аудитории
Педагоги и сотрудники профессиональных образовательных организаций, занимающиеся вопросами функционирования и развития учебно-производственных комплексов.
6. Социальная значимость
Функционирование и развитие учебно-производственных комплексов на базе ПОО играют большую роль для развития экономики региона и его социальной сферы, так как УПК направлены, прежде всего, на подготовку кадров, трудоустройство молодых людей и улучшение материально-технической базы учреждений.
7. Охват населения
Охват проекта с декабря 2024 г. по июнь 2025 г. – это более 100 сотрудников и педагогов профессиональных образовательных организаций Алтайского края.
8. Территория влияния
Проект с декабря 2024 года реализуется на территории Алтайского края.
9. Этапы реализации проекта
Проект состоит из трех этапов реализации (ссылка на подробный календарный план проекта https://disk.yandex.ru/i/kuIads1wVp7yIQ): создание организационно-методических условий реализации проекта; практическая реализация проекта и анализ, обобщение и распространение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
10. Инновационные образовательные технологии, методики и инструменты, которые удалось применить
При реализации проекта используются следующие инновационные образовательные технологии, методики и инструменты: модульное обучение, когда курс для педагогов был разбит на модули, каждый из которых сфокусирован на определенной теме, например, выработка механизмов и инструментов создания УПК, ведение социальных сетей, вопросы обоснованности продуктовых линеек, выбор клиентов и т.д.; дистанционное обучение - часть курса проходила в дистанционном формате с использованием вебинаров и видеолекций, что позволило обучаться в удобное время и месте; метод проектов – в конце обучения слушатели разработали собственные проекты по созданию учебно-производственного комплекса, включая бизнес-план, маркетинговую стратегию и финансовые прогнозы; технология проблемного обучения – в рамках данной методики слушатели столкнулись с реальными проблемами, связанными с открытием учебно-производственного комплекса; технология мастерских - в рамках курса были проведены практические мастерские, где эксперты поделились опытом по созданию учебно-производственных комплексов; исследовательская технология – педагоги провели исследование рынка образовательных услуг и производственных возможностей в своем регионе для определения потребностей целевой аудитории. Данные методы и технологии позволили создать эффективную образовательную среду, где педагоги смогли получить не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые для открытия и управления учебно-производственным комплексом.
Планируется использование таких инновационных образовательных технологий, методик и инструментов как:
-Организация образовательного коворкинга, что позволит создать зону для общения, проведения различных мероприятий и взаимодействия между участниками проекта.
-Технология перспективно-опережающего обучения. Данная технология позволит включать прогнозирование будущих трендов в образовании и производстве, т.е. какие навыки и технологии будут востребованы через 5-10 лет.
-Наставничество и коучинг, т.е. привлечение опытных специалистов в области открытия и работы УПК для обмена опытом и знаниями.
11. Результат
Промежуточные результаты проекта с декабря 2024 г. по июнь 2025 г.:
-запущен и проводится опрос о проблемах, возникающих при запуске УПК и организации его деятельности в ПОО через социальную сеть в ВКонтакте https://vk.com/wall252784947_24985 (ссылка на предварительные результаты опроса https://disk.yandex.ru/d/VldDvnTfl-BWJg ;
-в январе 2025 г. завершили обучение 31 педагог ПОО Алтайского края по теме «Создание учебно-производственных комплексов на базе профессиональных образовательных организаций в Алтайском крае»;
-20 профессиональных образовательных организаций Алтайского края включились в работу по созданию учебно-производственных комплексов и получили консультационную поддержку;
-идет работа по организации коворкинга для педагогов https://disk.yandex.ru/d/6vwuFsP_jxV2BQ;
-создана региональная группа в ВКонтакте для освещения темы проекта https://vk.com/club229025659?from=groups
-внутри колледжа успешно запущен учебно-производственный комплекс, где интегрируется теория с практикой и студенты имеют возможность применять полученные знания в реальных условиях, получены положительные отзывы о качестве обучения и значимости практического опыта, что позволит улучшить в будущем образовательные программы, а колледжу заработать дополнительные средства на развитие (промежуточные результаты по ссылке https://disk.yandex.ru/d/zAf2vhkwPjFN9g );
-всероссийский каталог УПК пополняется продукцией, изготовленной в учебно-производственных комплексах региона (https://упк.союзспо.рф/).
12. Перспективы развития
В качестве перспективных направлений развития проекта можно выделить следующие:
-создание образовательного коворкинга для участников проекта, который будет способствовать общению и проведению различных мероприятий по обмену опытом;
-получения официального статуса Региональной инновационной площадки и включения проекта в Банк лучших управленческих и педагогических практик;
-популяризация и PR – активное продвижение проекта в социальной сети в ВКонтакте: регулярная публикация постов по теме проекта; запись серии подкастов о методическом полигоне, публикация историй успеха участников проекта из других ПОО и др.;
-расширение партнерской сети проекта с целью получения финансирования для реализации проекта и возможного участия бизнеса в инициативах проекта;
-обучение и повышение квалификации управленческих команд и организация программ по развитию предпринимательских навыков для руководителей ПОО, что поможет им лучше понимать основы бизнес-управления и эффективно реализовывать проекты в УПК;
-разработка презентационного пакета УПК – печать фирменной продукции проекта – буклеты, блокноты, ручки и т.д.;
-создание примеров успешных бизнес-моделей через исследование и презентацию успешных практик управления УПК как в пределах региона, так и за его пределами через организацию различных семинаров, конференций и конкурса «Лучший УПК Алтайского края»;
-расширение географии проекта через участие в межрегиональных, федеральных мероприятиях по обмену и трансляции опыта по вопросам проекта, а также публикаций в различных сборниках и журнале Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова «Учитель Алтая»;
-создание базы методических материалов по функционированию и развитию УПК с учетом специфики и потребностей региона, что позволит образовательным учреждениям использовать уже проверенные на практике решения.
13. Подтверждающие документы
https://disk.yandex.ru/d/JF9giXiKElNpPQ
14. Фото и видеоматериалы
https://disk.yandex.ru/d/VQyNHNZAualqVQ
15.Контактное лицо
Пташинская Эльза Раисовна, заместитель директора по ВР, руководитель проекта, ewita.2011@yandex.ru; сотовый телефон 89831080280.
Отзывов: 8


Другие работы конкурса

-
74
-
17



-
695
-
35


-
2
-


-
4
-

-
63
-
