Брейн-ринг "Мы за здоровый образ жизни"
Номинация: «Лучшее мероприятие по программе «Пушкинская карта»;
Атнарская сельская библиотека
Муниципального бюджетного учреждения культуры
«Централизованная библиотечная система»
Красночетайского муниципального округа
Чувашской Республики
Республиканский конкурс библиотечных проектов
«Уникальный опыт»
Номинация:
«Лучшее мероприятие по программе «Пушкинская карта»
Брейн-ринг
«Мы за здоровый образ жизни»
Автор: Козлова Ангелина Петровна,
главный библиотекарь
Атнарской сельской библиотеки
Атнары, 2023
Название мероприятия: «Брейн–ринг «Мы за здоровый образ жизни!»
Форма проведения: литературно-спортивный праздник (литература и физкультура).
Читательское назначение (кому адресовано): молодежь, учащиеся старших классов.
Цель:
1. Формирование устойчивых интересов и знаний о спорте и художественной литературе.
Задачи:
1. Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;
2. Расширить знания детей о литературе, устного народного творчества;
3. Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;
4. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.
5. Развивать творческие и коммуникативные способности детей, посредством привлечения к активной деятельности.
Форма проведения мероприятия, оборудование
Данное мероприятие предполагает командное участие, место проведения - спортивный зал или открытая спортивная площадка.
Перед началом игры все ученики с помощью жеребьевки делятся на команды.
Каждой команде предстоит побывать на 6-ти станциях, обозначенных в маршрутных листах, и выполнить задания, связанные с физической культурой и со знанием произведений литературы и устного народного творчества.
Участники команд в ходе игры должны продемонстрировать, как они владеют не только своим телом, но и речью, как быстро они могут сориентироваться в новой ситуации. А соревновательный дух только придаст остроты и азарта в процессе достижения цели.
Всем победившим командам вручаются почетные грамоты.
Ход мероприятия
Библиотекарь: «Добрый день ребята! Хотя нет, вы сегодня не просто ребята, вы путешественники! А цель нашего мероприятия, разгадать все ее загадки и выполнить все задания на станциях, которые будут встречаться на пути.
Учитель физкультуры: Рекорды – это ваше возможное будущее, а ваше гарантированное настоящее – это учеба плюс упорный труд. Не пугайтесь! Те рекорды, которые вам предстоит установить сегодня, несложные, можно даже сказать – веселые.
Одного прославленного спортсмена спросили, что нужно для того, чтобы поставить мировой рекорд? Как вы думаете, что он ответил? Самое главное, сказал прославленный спортсмен, это разум! Умный спортсмен всегда сумеет развить в себе нужные качества для рекорда, глупый – никогда! Поэтому первое, что мы будем разминать, это мозги! Разминать, накачивать их знаниями. И поразим всех силой нашего ума!
Библиотекарь: Я призываю команды к честной борьбе и желаю успеха всем! Пусть победит сильнейший, а в выигрыше пусть останутся наша дружба и сплоченность!
Чтоб провести соревнованья,
Вам нужен опытный судья.
Такое, видно, уж призванье –
Судьей, конечно, буду я!
А еще хочу добавить
И арбитров вам представить. (Представление жюри.)
Станция «Путаница»
Библиотекарь:
Здравствуйте, ребята. Вы попали на станцию, где когда-то очень давно жила мудрая царица народного творчества – Пословица. Но однажды злой волшебник заколдовал ее, и все русские пословицы стали звучать неправильно. Ваша задача расколдовать королеву и вернуть ей утраченную мудрость. Для этого вам следует поменять смысл предложенных фраз на совершенно противоположный, чтобы в итоге у вас получились известные русские пословицы».
Пословицы-перевертыши (5 пословиц на одну команду)
- Две ноги — плохо, а одна — хуже. (Одна голова хорошо, а две -лучше)
- С зайцами умирать — не по-заячьи хихикать (С волками жить- по-волчьи выть)
- Быстрее стоишь — ближе умрешь. (Тише едешь — дальше будешь).
- Начал развлекаться — сиди дома трусливо (Кончил дело – гуляй смело)
- Булка — ничему ноги. (Хлеб — всему голова).
- Рубль копейку транжирит (Копейка рубль бережет).
- Перед одним волком убегать станешь — всех двух догонишь. (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь).
- Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу)
- Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
- Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
- Трезвеннику суша до подбородка. (Пьяному море по колено)
- Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет)
- Ничего плохо, если плохо начинается. (Все хорошо, что хорошо кончается)
- Безделью часы - слезам год. (Делу время - потехе час)
- Собак не страшиться- по полю гулять. (Волков бояться - в лес не ходить)
- Умный умного не видит вблизи. (Дурак дурака видит издалека)
Спортивное задание
Учитель физкультуры: В стране «Путаница» все не только говорят наоборот, но и ходят и даже бегают. Ваша задача пройти или пробежать обратным ходом до обозначенного места. В руках у вас будет теннисная ракетка, а на ней шарик для пинг-понга. Нужно суметь удержать шарик на ракетке. Если шарик падает, его нужно положить на место и продолжить участие. Чем быстрее вы выполните это задание, тем больше баллов за него получите».
Станция «Скороговорилкино»
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Приветствуем вас на станции «Скороговорилкино»! Чтобы ваш поезд не остался на нашей станции навсегда, вам нужно подружиться с четкостью и выразительностью речи, проговорив наши скороговорки.
Задание: всем членам команды раздаются карточки со скороговорками, которые они должны суметь быстро прочитать. За каждую внятно и быстро произнесенную скороговорку команда получает 1 балл.
Скороговорки
- Ткет ткач ткани на платок Тане.
- На дворе трава, на траве дрова. Не коли дрова на траве двора
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
- Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
- Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Дробью бьют по перепелам и тетеревам.
- Тридцать три корабля лавировали, но не вылавировали.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- В семеро саней по семеро в сани уселись сами.
- Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска
- Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
- По шоссе шел с посошком и услышал шум шасси.
Спортивное задание
Учитель физкультуры: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием! Но жители этой станции не только умеют быстро говорить, но и быстро двигаться. Чтобы мы смогли продолжить свое путешествие, вам нужно показать, как быстро вы умеете бегать.
В спортивном задании участвуют 4 члена команды (желательно 2 мальчика и 2 девочки). Они выполняют бег на 60 м.
Станция «Перевертыши»
Библиотекарь: Вы попали на станцию, где заколдованы русские пословицы и все они стали звучать неправильно. Ваша задача расколдовать их и вернуть ей утраченную мудрость. Для этого вам следует поменять смысл предложенных фраз на совершенно противоположный, чтобы в итоге у вас получились известные русские пословицы.
Пословицы-перевертыши (5 пословиц на одну команду)
- Две ноги — плохо, а одна — хуже. (Одна голова хорошо, а две -лучше)
- С зайцами умирать — не по-заячьи хихикать (С волками жить- по-волчьи выть)
- Быстрее стоишь — ближе умрешь. (Тише едешь — дальше будешь).
- Начал развлекаться — сиди дома трусливо (Кончил дело – гуляй смело)
- Булка — ничему ноги. (Хлеб — всему голова).
- Рубль копейку транжирит (Копейка рубль бережет).
- Перед одним волком убегать станешь — всех двух догонишь. (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь).
- Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу)
- Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
- Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
- Трезвеннику суша до подбородка. (Пьяному море по колено)
- Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет)
- Ничего плохо, если плохо начинается. (Все хорошо, что хорошо кончается)
- Безделью часы - слезам год. (Делу время - потехе час)
- Собак не страшиться- по полю гулять. (Волков бояться - в лес не ходить)
- Умный умного не видит вблизи. (Дурак дурака видит издалека)
Спортивное задание
Учитель физкультуры: Молодцы ребята! Вы показали, что вы хорошо знаете пословицы. А теперь я вам предлагаю задание.
Пройти по скамейке и не задеть кубики, которые на ней, прыгнуть на скакалке 5 прыжков, пролезть в обруч.
Станция «Художники»
Библиотекарь: Мы прибыли на станцию «Художники». Все жители этой станции замечательно рисуют. Вам нужно понравиться им и нарисовать иллюстрацию к одному из хорошо известных вам произведений.
Задание:
одному-двум членам команды предлагается сделать иллюстрацию к произведению, название которого им сообщает ведущий. Время у «художников» ограничено 2-мя минутами. А вся команда должна потом догадаться, что это за произведение.
После 1-го неправильного ответа команда имеет право взять подсказки. Но для этого ребята должны будут выполнить определенные физические упражнения.
За каждый верный ответ 2 балла, за верный ответ с подсказкой ведущего -1 балл
Предлагаемые для иллюстраций произведения:
- Басня И.А. Крылова «Свинья по дубом»
- М.Ю. Лермонтов «Парус»
- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
- А. Дюма «Три мушкетера»
- Русская народная сказка «Курочка Ряба»
Спортивное задание для права получения подсказок
Ведущие станции: Для того чтобы получить подсказки, мне нужна одна девочка и 1 мальчик для выполнения прыжков в длину с места толчком двумя ногами. От того, насколько вы умеете хорошо прыгать в длину, будет зависеть количество подсказок, которые вы можете получить. Если первая пара не сможет заработать подсказку, пробует вторая, затем третья.
Станция «Баснелюб»
Библиотекарь:: «Добрый день, гости станции Баснелюб. Как вы, наверное, догадались, в нашем городе все знают и любят басни. И вы знакомы с таким литературным жанром? Сейчас мы и проверим, сколько басен вы знаете. Я буду называть вам строчки из басни, а вы должны угадать ее название. Если вы сумеете еще и своими словами объяснить мораль угаданной басни, то получите дополнительные 2 балла за каждый верный ответ.
Строки из басен, предлагаемые для угадывания
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.. («Лебедь, Рак и Щука» И. Крылов)
Тут Воробей, случась, примолвил им: "Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!.."
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку. («Кукушка и петух» И.Крылов)
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое все пела».
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!» («Стрекоза и муравей» И. Крылов)
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!» («Ворона и лисица» И. Крылов)
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться? («Слон и Моська» И. Крылов)
Учитель физкультуры: «Молодцы, ребята! Видно сразу, что с баснями Ивана Андреевича Крылова вы хорошо знакомы.
А теперь нам нужно выбрать четырех человек из команды, которые выполнят отжимания.
Станция «Стихоплет»
Библиотекарь:
Добрый день вам всем, ребята!
Город наш вам очень рад.
Как успели вы заметить,
Все здесь в рифму говорят.
- А среди вас есть стихоплет?
Думай рифму к слову «рот» (компот, пилот, обормот, поворот)
- А теперь скажите смело
Рифму к слову «надоело» (заболело, улетело, околело)
- А теперь придумай нам
Рифму к слову «Амстердам» (не отдам, продам, раздам, шум и гам)
- Вот какие ловкачи!
Рифма к слову «калачи»? (бормочи, постучи, кирпичи)
- Как же обхитрить нам вас?
Дай мне рифму к слову «таз» (водолаз, унитаз, спецназ, глаз)
- А сейчас придумай мне
Рифму к слову «крем-брюле»! (короле, рыле, на коне)
Учитель физкультуры:
Двое участников команды зажимают спинами мяч и бегут так к противоположной стене, где лежит обруч. Один участник становится в обруч, а другой возвращается к команде, зажимает мяч с другим участником и снова бежит к обручу. Так вся команда должна оказаться в обруче. Все вместе возвращаются назад.
Команда, которая справится первой, получает 5 баллов.
Станция «Сказочный»
Библиотекарь: Ребята, мы находимся в Сказочном. Жители передали мне изображения волшебных предметов, а вам нужно отгадать, что это за волшебный предмет, для чего он нужен, где и кем он использовался. Ведущий показывает ребятам карточки с изображениями.
1. Скатерть-самобранка – волшебный предмет, фигурирующий в русско-народных сказках.
2. Ковер-самолет есть в сказке Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», а также в «Волшебной лампе Аладдина» из сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь», русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Вещий сон».
3. Сапоги-скороходы или семимильные сапоги есть в сказке «Золушка» Шарля Перро и в сказке «Маленький Мук» Вильгельма Гауфа.
4. Живая вода. Русские-народные сказки: «Марья Моревна», «Об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».
5. Волшебная игла есть в русско-народной сказке «Царевна-лягушка», где говорится, что смерть Кощея Бессметрного находится на конце иглы.
6. Волшебное зеркальце – предмет, с помощью которого можно было узнать все, что твориться в мире, есть в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.
7. Волшебное кольцо есть в сказке А.В. Платонова «Волшебное кольцо»
8. Веретено. Сказка «Спящая красавица» Шарля Перро.
9. Ядовитые яблочки в русско-народной сказке «Иван крестьянский сын…», а так же в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Молодильные яблочки – волшебный атрибут многих русско-народных сказок
10. Волшебный клубок есть в сказках «Пойди туда - не знаю куда, принеси то – не знаю что», Клубок является подарком бабы Яги в сказке «Звериное молоко» («куда клубочек покатится, туда и иди»).
Учитель физкультуры: «Молодцы, ребята! Видно, что все вы знаете и любите сказки. А теперь вы должны с мячом в руках допрыгать на одной ноге до фишки и сделать удар по мячу в цель.
Подведение итогов
Библиотекарь: Вот и закончился наш последний конкурс.
Сегодня мы все получили заряд бодрости, радости, а это самое главное для того, чтобы быть здоровым человеком. Мы поздравляем победителей и просим не унывать побежденных. Ведь самое главное – не победа, а участие и то, что мы с вами были вместе.
Слово предоставляется жюри. (Подведение итогов. Награждение победителей.)
Брейн–ринг «Мы за здоровый образ жизни!» был подготовлен и проведен Атнарской сельской библиотекой МБУК «ЦБС» Красночетайского района Чувашской Республики с учащимися 8 и 9 классов МБОУ «Атнарская СОШ» по Пушкинской карте. Брейн-ринг прошел весело, шумно. Дети болели друг за друга, переживали за капитана, давали друг другу советы, как быстрее и лучше пройти дистанцию. Они с удовольствием бегали, прыгали, отвечали на интеллектуальные вопросы. Чувствовался сильный, спортивный дух команд. У детей было хорошее настроение, а хорошее настроение – это залог здоровья.
Использованная методическая литература
- Бакуменко С. Собирались чемпионы. Загадки о спорте// Чем развлечь гостей. – 2009. – № 4. – С.5–6.
- Кощеева М. Быстрее, выше, сильнее. Спортивная викторина // Чем развлечь гостей. – 2009. – № 4. – С.40–47.
- Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? – М., 2010.
- Стекольникова Г.Е. Олимпийская викторина // Читаем, учимся, играем. – 2001. – № 5. – С. 70–74.