Эколого-краеведческий вояж «По земле Айдака»
Номинация: «Лучшая практика по реализации проекта «Сила села»
МБУ
«ЦБС» Ядринского муниципального округа
Республиканский
конкурс библиотечных проектов
«Уникальный
опыт»
Номинация:
«Лучшая практика по реализации проекта
«Сила села »
Лапракасинская
сельская библиотека
«Эковояж
по земле Айдака. Лапракасы.»
Сценарий
краеведческойэкскурсии
Автор:
библиотекарь
Петрова
Венера Норбертовна
Сценарий
эколого-краеведческого вояжа «По земле
Айдака»
В рамках
краеведческого тура экскурсантов
ожидает:
- Встреча гостей
в этнографическом парке «Валак».
- Рассказ об
истории возникновения деревни Лапракасы,
парка.
- Посещение
сельского клуба, разучивание обрядовой
песни, исполняемой во время проводов в
армию.
- Экскурсия по
Лапракасинской сельской библиотеке с
посещением библиотечного мини-музея.
Знакомство с экспонатами стендов «Нам
сорок первый не забыть, нам сорок пятый
славить», «Лица деревни» и уголком
чувашской крестьянской избы начала и
середины 20 века.
- Воспроизведение
обряда «Проводы в армию» с участием
народного чувашского ансамбля песни и
танца «Вирьял» (рук. заслуженный работник
культуры Чувашской Республики Л.А.Иванов).
Задачи:
- Познакомить
студентов с жизнью современной деревни.
- Знакомство
с чувашским обрядом проводов в армию.
Цели:
- Побудить
желание жить и работать на селе.
Встреча
гостей в этнографическом парке «Валак»
Ведущая:
Приветствуем Вас, дорогие гости, на
земле деревни Лапракасы. Народная
этимология считает, что деревня Лапракасы
названа так от слово «грязь». «Но это
вовсе не так» — считает автор статьи
«Язык имен — язык времен» — краевед
П.Трифонов. Названа она по расположению
на низине у реки, отсюда Лапари (в низине)
+ каса (улица, деревня) Лапри касĕ –
«низинная деревня». С этой версией
вполне можно согласиться, ибо она
нисколько не грязнее остальных населенных
пунктов.
Наша деревня
- Лапракасы – существует с 18 в. Это -
выселок села Хочашево. Жителями были
чуваши. До 1866 государственные крестьяне:
занимались земледелием, животноводством.
В начале 20 века также развились колёсный,
кузнечный, портняжный, плотницкий
промыслы, были пильщиками, печниками.
При въезде в деревню на стелле с названием
деревни Вы, наверное, заметили изображение
5 мельниц. Это потому, что в 19 веке в
деревне функционировали ровно столько
ветряных мельниц.
Как же без
легенд? Основателями деревни были
некрещёные крестьяне Милеш и Миленти.
Прибыв на данную местность, они обнаружили
как ключевая вода впадает в реку Выла.
Где вода, там и жизнь. Там и обосновались.
Лет 35 назад
на местном песчаном карьере, что в конце
оврага "Çичçĕрвар" (овраг семи
земель) сельчане нашли бивни мамонта.
Кусочек, отколовшийся от находки, до
сих пор хранится у К.П. Никитина.
В связи с
наступлением лета везде начинается
строительный бум. Испокон веков с этого
места лапракасинцы и жители соседних
деревень берут песок на хозяйственные
нужды. Лет 40 назад группа молодых людей
приехала сюда на грузовой машине. На
глубине 1, 5 метра лопата у одного
копальщика и наткнулась на что-то
твердое. Удар, еще удар. Подумали — в
корень дерева попали. Подкопали — а там
кость неизвестного животного. Рядом,
уже на гальках, лежали кости поменьше
размером. Они явно не принадлежали
человеку, собаке, корове… Почуяв, что
"пахнет тут, ребята, историей", как
выразился один из них, сообщили
находившемуся в тот день в гостях
научному сотруднику Чувашского
гуманитарного института Сергею
Ататольевичу Краснову. Даже беглый
осмотр специалистом места обнаружения
исторического ископаемого показал:
находка редчайшая. Профессор из Марий
Эл, приехавший незамедлительно в деревню,
заметил: это — стоянка первобытного
человека! На необычных костях сохранились
даже обуглившиеся кусочки мяса, не
говоря уже об углях. Родник, протекающий
рядом, лишний раз подтверждает: место
древними людьми выбрано удачно. И вода
свежая, незамерзающая и зимою, и овраг
(называемый çичçĕрвар) защищает от
ветров. В Лапракасинской находке
обнаружен кремний, что, по словам
специалистов, говорит о том, что появление
стоянки относится более чем на 40 тысяч
лет назад. Статья об этом была в газете
«Знамя труда». Эту же статью можно
прочитать на чувашском народном сайте.
В нашей
деревне нет ни одного колодца. Пытались
рыть, но до воды не доходили. И пока не
провели водопровод в 70-ых годах, за водой
ходили сюда. Большие корыта стояли вдоль
всего оврага. Здесь и стирали, и поили
скот, и набирали воду для дома.
В 90-ые годы
за этими воротами находился большущий
овраг, где протекали весенние воды, а
жители деревни весь домашний мусор
валили сюда.
У нас говорят:
«У земли есть враг – овраг, а у оврага
тоже есть враг – Айдак».
Так вот,
Аркадию Павловичу понравилось это место
и он решил создать здесь парк: по дну
оврага протекала вода из родника, по
берегу росли ветлы. Рядом протекает
река Выла, над ней висячий мост. Кстати.
У каждой ветлы было свое имя – в честь
того, кто его посадил. Под руководством
бригадира Лаврентьева Виталия Филипповича
члены бригады за несколько дней по дну
овражка сделали каскад плетневых
запруд, фашинные запруды с использованием
ботвы хмеля.
У входа в
парк установили частокол из дуба
(чикме),
бревенчатый забор(хÿме),
плетневой забор (çатан карта), (шалча
карта). Благоустроили место вокруг
родника.
А теперь я
приглашаю Вас пройти дальше, к святому
источнику. Прошу обратить внимание на
гранитный камень слева от дороги. Он
привезен из Карелии и подарен нам Беловым
Леонидом Николаевичем – известным
меценатом Ядринского района. На камне
надпись: «Да будет камень сей символом
твердости, постоянства и единения при
начинании всяческого благого дела…»
«… пред началом нового дела в купели
окунись да к камню прикоснись…».
Если посмотреть
чуть дальше, виден висячий мост над
Вылой. Народ называет этот мост «Мостом
любви». Около моста молодежь собиралась
по вечерам и устраивала «улах» - посиделки.
У многих мост связан с первыми свиданиями.
Выпускники школы, собираясь на встречи
просят включить фото моста в видеоролик
для просмотра. Говорят: «На этом мосту
у меня было первое свидание. Там я первый
раз поцеловалась(ся)».
Обновленный
этнографический парк «Валак» был открыт
12 июля 2012 года, в праздник первоверховных
апостолов Петра и Павла. Здесь был
обустроен святой источник и построена
часовня – купель в честь Казанской
Божией матери. Часовня была построена
с благословления чувашского митрополита
Варнавы. На открытие купели о его
освещение приезжали семь батюшек, не
только из Чувашии, но и соседних Республик.
Он построен по инициативе и
на средства Петрова Петра Васильевича,
уроженца нашей деревни - директора ООО
«Агроремтехсервис» при содействии и
помощи близких людей и единомышленников.
Ежегодно
сюда приезжают экскурсии, проводятся
экологические мероприятия, деревенские
праздники.
Можете испить
родниковой воды и обмыть лицо и руки.
Кто готов, можете окунуться в купель.
Теперь
приглашаем посетить сельский дом
культуры.
Экскурсия
по Лапракасинскому СДК
Встречают
гостей заслуженные работники культуры
Чувашской Республики: Иванов Лев
Алексеевич –– директор сельского дома
культуры,
Иванова Наталья
Геннадьевна – художественный
руководитель, заведующий Николаевским
культурно-спортивным центром «Выла»
Михайлов Михаил Александрович и
художественный руководитель народного
чувашского ансамбля песни и танца
«Латус» Иванов Алексей Львович.
Наш клуб
открыт на базе Лапракасинской избы-читальни
в 1936 году. Там готовились к концертам,
играли спектакли. Отдельное здание для
клуба построено в 1966 году. На сегодняшний
день в клубе 19 культурно-досуговых
формирований. Среди них народный ансамбль
песни «Латус». В 2005 году удостоились
звания «Лучший сельский клуб Чувашской
Республики». Мы находимся в фойе Дома
культуры. Здесь удобно проводить
конкурсы, выставки, дискотеки. Есть
комната звукозаписи. Писать фонограммы
к нашему Алексею приезжают многие
известные артисты Чувашской Республики.
В наш век с учреждений культуры требуют
проведение части мероприятий на платной
основе. Учимся зарабатывать деньги.
Помещение сдаем в аренду для проведения
юбилеев, свадеб.
В помещении
рядом проходят репетиции музыкальных
номеров. Мы хотим, чтобы вы тоже попробовали
окунуться в действие. Скоро и вам
предстоит послужить Родине. Многие во
время проводов будут придерживаться
некоторых традиций. Сегодня Алексей и
Михаил разучат с вами обрядовую песню,
исполняемую во время проводов в армию.
Разучивание
обрядовой песни
Экскурсия
по Лапракасинской сельской библиотеке
Ведущая:
Добро пожаловать в Лапракасинскую
сельскую библиотеку. История нашей
библиотеки начинается с избы-читальни,
открывшейся в 1936 году. Она находилась
на этом самом месте. До этого люди ходили
читать книги и журналы в дом семьи
Пушкиных. После раскулачивания семьи
Викторовых было решено отдать их избу
под библиотеку и сельский совет. В данный
момент мы находимся в обновленной после
ремонта библиотеке. Библиотека обслуживает
7 деревень Хочашевского территориального
округа. Есть библиотечный пункт в д.
Алешкино. Фонд библиотеки – 11 037
единиц.
15 ноября
2003 года состоялось открытие компьютерных
библиотек в Ядринском районе. По проекту
общественной организации «Открытая
Россия» поддержаны три библиотеки
района: Лапракасинская, М.Карачкинская,
Ядринская районная. Все они были
оборудованы современными компьютерами,
офисной техникой, получили прекрасные
комплекты книг и компакт-диски. Местные
власти помогли с ремонтом помещений,
закупкой мебели.
С тех пор мы
старались держать марку и в ноябре 2021
года наша библиотека удостоилась звания
«Лучшая сельская библиотека Чувашской
Республики». На призовые деньги мы
смогли обновить материально-техническую
базу. В библиотеке проводятся много
мероприятий, организовываются выставки.
В феврале 2020
года при библиотеке открылась краеведческая
музейная комната. И с тех пор гостей в
библиотеке стало еще больше. Для них мы
проводим экскурсии по библиотеке и
мини-музею.
Прошу обратить
внимание на стенд «Нам сорок первый не
забыть, а сорок пятый славить».
Время все
дальше отодвигает от нас немеркнущие
дни, когда советский народ ценой
героических усилий и тяжелых жертв
одержал историческую победу над
немецко-фашистскими захватчиками,
отстоял честь и независимость Родины,
а человечество было избавлено от
нацистской угрозы. Уже не осталось среди
нас участников этих событий –
воинов-фронтовиков, партизан и
подпольщиков, тружеников тыла. Остается
одно – память.
Память о
войне – это прежде всего память о людях:
о тех, кто воевал, кто не вернулся из
боя, кто держал в стране «второй фронт»,
работая для будущей победы. Четыре года
между жизнью и смертью, когда каждый
день, каждый час мог стать последним,
были бесконечно долгими. Не всем
посчастливилось дожить до светлого дня
Победы — они навсегда остались на полях
сражений.
Память –
это и бережно сохраняемые пожелтевшие
фотографии, и треугольники солдатских
писем – бесценные документы истории
Великой Отечественной войны.
Когда я
задумала оформить в библиотеке уголок
воинам, было известно, что из Лапракасов
ушло на фронт 128 человек: 72 из них не
вернулись с поля боя. Это было 7 лет
назад. Как раз по телевизору рекламировали
сайт МЕМОРИАЛ. Мне стало любопытно,
зашла и искала информацию про своего
деда. Мне повезло. Такое Имя фамилия и
отчество было только одно. И это был мой
дед. С тех пор появилось много сайтов,
где можно найти сведения об участниках
войны: Память народа, Бессмертный полк,
Подвиг народа …
Я загорелась
желанием создать альбом участников ВОВ
д. Лапракасы из архивных документов
Министерства обороны. А теперь представьте
сколько по Советскому Союзу было
Ивановых, Петровых … Мне приходилось
искать среди нескольких тысяч пока
найдешь именно нужного тебе человека.
Трудность была и в том, что у некоторых
год рождения не совпадал, или же фамилия
искажена, в названии деревни есть
неточность. Только перечитывая архивные
документы можно было удостовериться в
том, что это именно тот человек, которого
ты ищешь. В итоге я нашла еще 28 человек,
ушедших на войну с нашей деревни. Не
128, а 156 человек ушли на фронт. Не вернулись
– 78 человек. Я не останавливаю свои
поиски, потому что база данных постоянно
обновляется. Приходится пересматривать
каждого человека по новой. Нет-нет, да
и появится дополнительная информация
про кого-то. Достойное место на витринах
заняли рефераты учащихся о некоторых
героях-земляках. Гордостью библиотеки
являются альбомы с архивными документами
на каждого участника войны: откуда
призван, где воевал, наградные листы с
описанием подвига, приказы о награждении,
где ранен, попал в плен, погиб.
На витринах
можно увидеть ордена и медали участников
войны, письма с фронта, документы, все
то, что связано с войной.
Не забываем
мы и про воинов-афганцев. Про них можно
узнать в информационном стенде «Время
выбрало нас». А стенд «Есть такая
профессия – родину защищать» рассказывает
об участниках специальной военной
операции.
(Знакомство
с экспонатами витрин самостоятельно)
Ведущая:
А теперь я хочу пригласить вас в
краеведческую музейную комнату. Наш
девиз «Малалла, çĕнĕлле, авалхине
манмасăр» («Живем настоящим, глядим в
будущее, чтим старое»).
При проведении
краеведческих мероприятий выяснилось,
что молодежь имеет недостаточное
представление о своей малой Родине. А
наша деревня богата своими традициями,
обычаями, славна своими людьми. Хочется,
чтобы молодое поколение знало об этом
и гордилось тем, что они родились и
выросли на этой земле.
Стенды
рассказывают об истории деревни, колхоза,
предприятий деревни: молочно-товарной
ферме, механизированного парка, школы,
сельского Дома культуры, библиотеки,
медпункта, магазинов. Отдельный стенд
о людях, которыми гордится наша деревня.
Это писатель-сатирик – Никитин Николай
Никитич, который проработал в редакции
журнала «Капкăн» всю жизнь. В 50-х-60-х
годах солистом в чувашском ансамбле
песни и пляски работал Петров Николай
Петрович. Все знают Садовникова Петра
Петровича – народного артиста чувашского
академического драмтеатра. В нашей
деревне также родились спортсмены
мирового масштаба: легкоатлет Иванов
Сергей Никколаевич – чемпион мира,
участник Пекинской олимпиады; Андреев
Андрей Геннадьевич – сурдоолимпиец.
Он серебряный призер 21-х, и бронзовый
призер 22-х сурдоолимпийских игр.
Аркадий
Павлович Айдак вырастил достойную
смену. В то время, когда в стране
разваливались колхозы, у нас работа
кипела как и раньше. В деревне работает
мехпарк, молочно-товарная ферма,
хмелеводческая бригада. Механизированный
парк постоянно обновляется новейшей
техникой. И работает там молодежь до 35
лет. Так что есть надежда, что жизнь в
нашей деревне продолжится. Есть два
магазина, фельдшерский пункт. До 2009 года
работала девятилетняя школа.
Люди, живущие
в нашей деревне, стараются делать жизнь
интересней. Живут дружно и стараются
во всем друг-другу помогать.
Это деревенские
помогли мне обустроить другую половину
музейной комнаты.
Как видите,
мы обустроили там стилизованную избу
крестьянина начала и середины 20-го века
с печкой, посудой, утварью, одеждой. Все
здесь напоминает старину.
Пришло время
и нам окунуться в этот мир. Воспроизведем
сценку «Проводы в армию».
(Распределение
ролей, предметов одежды)
Сценка.
Ребята стоят
полукругом, обнимая друг друга за плечи
и поют под аккомпанемент гармошки
солдатскую песню. В центре призывник с
завязанным через плечо полотенцем.
Пилеш те пăхма
ай пит хитре
Çиме те тăрсан
ай пит йÿçĕ.
Салтак та ячĕ
ай пит лайăх
Кайма та тăрсан
ай пит йывăр.
Амăшĕ: Мĕн
калас–ха ывăлăм! Кăкăр сăчĕ парса
вунсакăр çула çитертĕмĕр. Аçу ырлăхĕпе
ята кĕтĕн, аннÿ ырлăхĕпе ĕçре пултăн.
Эпĕ ятланă пуль - каçар. Аçу чышкипе
юнанă пуль - каçар. Аçу-аннÿне усалпа ан
асăн. Аçу-аннÿ ырă тума ыйăхсăр каçсем
ирттернĕ. Çăтас çăкăра кăларса сана
хыптарнă. Паян сана хамăртан уйăрма
тиветех. Турă панă шăпамăртан хăтăлаяс
çук. Пÿлĕх çырнă ăраскалăмăртан пытанса
юлас çук. Сĕт çулĕпе тухса кайса, çу
çулĕпе килсе кĕр. Пурнăçун кун-çулĕ
сурпан пек вăрăм пултăр. Пехил, пехил,
пехил. (Йĕрет.)
Ашшĕ: Эй,
ачам! Аçу, аннÿ çăкăрĕнчен уйрăлса,
ырантан патшалăх çăкăрне çиме куçан.
Аçу, аннÿ тумтирне хывса патшалăх
тумтирне тăхăнăн. Аçу çăпатине хывса
патшалăх сăран аттине çĕтме тытăнăн.
Ырантан эсĕ патшалăх ывăлĕ шутланăн.
Пирĕн йăха, яла намăс ан кăтарт. Мана,
аннÿне ан ман, ял – йыша асран ан кăлар,
тăван-пĕлĕшне умра, асра тыт. Ырлăх
пултăр, самани лăпкă тăтăр, турăран
сиплĕх пултăр. Эй, Çÿлти Турă! Пирĕн
ывăлăмăра инкек-синкекрен сыхла, упра.
Ман пиллĕм çак
пултăр. Манăн, аннÿн тăприне таптама
килмелле пултăр. Пилрен пил, пехил.
Салтак ачи:
Салтак пулман-нуша курман, çара кайман
– арçын пулман теççĕ... Атте-анне…
Сирĕнтен уйрăлас вăхăт çитрĕ. Тавах
сире, мана ăса вĕрентнĕшĕн, кирлĕ вăхăтра
çирĕп ыйтнăшăн, ĕçе хăнăхтарнăшăн,
куллен ырă пурăнма пехилленĕшĕн. Ман
сире ÿкĕнес кăмăл пĕртте çук. Каялла
ырă- сывă таврăнса çитме Турă пулăштăрах
мана. Чипер пурăнăр!
Салтак ачи
ашшĕпе амăшĕ умне чĕркуçленсе ларать,
урисене тытать. Ашшĕпе амăшĕ сылтăм
аллисене ывăлĕн пуçĕ çине хураççĕ. Унтан
каччă ура çине тăрать.
Салтакăн юлташ хĕрĕ:
Тусăм, ан пăшăрхан, чипер çаврăнса
килмелле пултăр. Çыру çырсах тăрăп. Ак
сана инçетре мана аса илме, пĕчĕк парне.
Вăл сана питĕ кĕтсе тăнине систерсе-пĕлтерсе
тăрĕ (дарит вышитый носовой платок).
Ведущая:
Спасибо, ребята. Как видите, проводы —
не очень веселый обряд. Особый тон ему
придают песни, которые всегда грустны,
тоскливы, печальны.
В старину,
когда служили по 25 лет, кого из 4—5 сыновей
отдать в солдаты решал отец, а в деревне
— сельский сход.
Когда молодой
человек получает повестку, он собирает
у себя дома своих друзей (парней и
девушек). Они все вместе готовят так
называемый платок солдата.
Солдатский
платок — это целое искусство. Вместе
сшиваются два-три больших платка с
кистями (шелковые шали). На одной стороне
лентами вышивают красную звезду или
цветы, на другой — имя солдата. С обеих
сторон за углы пришивают еще 14—16
маленьких платков, ручки наподобие
петель лыжных
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса
- 1
- 1