Студенческий молодежный театр "Звездный путь"
Номинация: Лидер социальной активности / Лидер социальной активности в патриотическом воспитании
Представленная образовательная практика основывается на идее, что театральное искусство может быть эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания молодёжи. Ведь театр – как и всякий другой вид искусства, обладает безграничными возможностями для формирования у молодежи жизненных установок и мотивов деятельности, дает широкий спектр педагогического инструментария для пробуждения стремления к саморазвитию, воспитанию таких важных качеств, как истинный патриотизм, активная гражданская позиция.
Вот некоторые преимущества такого подхода:
Формирование нравственных и гражданско-патриотических качеств. Произведения, которые используются для постановок, обладают воспитательным эффектом: учат патриотизму, высокой нравственности, любви к Отчизне, своему дому, семье.
Развитие основ зрительской культуры. Формирование представлений о художественном образе в театральном искусстве, характере человека (героя, персонажа) и других аспектах.
Развитие навыков театрально-исполнительской деятельности. Освоение элементов актёрского мастерства, создание театральных костюмов и декораций.
Воспитание уверенности в себе. Перевоплощаясь на сцене, молодые люди осознают нереальность событий, которые они изображают, что даёт им чувствовать себя более раскованными и свободными в проявлении своих чувств.
Развитие коммуникативных навыков. Обучение вербальным и невербальным видам общения, умение доносить свои идеи до других и находить общий язык.
Особенность воспитательной практики деятельности студенческого театра «Звездный путь» заключается в репертуаре. Не случайно в число наших постановок в основном входят пьесы о героях и событиях Великой Отечественной войны. Ставятся произведения известных авторов, а также часто автором сценария является руководитель театра Попов С.М. Основная тема неизменна – героизм российского народа, история нашего государства, судьбы отдельных героев.
Цель практики:
Формирование личности молодого человека через развитие творческих способностей, воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных качеств средствами театрального искусства.
Задачи практики:
Развивающие задачи.
- Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельного мышления студентов;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие речевого аппарата;
- Развитие навыков публичного выступления.
Воспитательные задачи
- Воспитание ответственности и чувства коллективизма;
- Воспитание национальной гордости через изучение и постановку произведений о героях и событиях Великой Отечественной войны;
- Формирование навыков работы в коллективе.
Образовательные задачи:
- Формирование знаний, умений и навыков актерского мастерства;
- Формирование знаний, умений и навыков по сценической речи;
- Формирование навыков сценического действия и навыков основ драматизации;
- Формирование знаний, умений и навыков сценического грима.
Основные принципы практики
- Использование большего разнообразия видов, форм обучения и воспитания.
- От простого к сложному.
- Личностно- ориентированный подход.
- Патриотическая направленность
Практика реализуется в соответствии с Рабочей программой воспитания ГБПОУ ВО «Семилукский политехнический колледж», в рамках модуля «Курсы внеурочной деятельности».
Для воспитания молодёжи через театральное искусство на базе Семилукского политехнического колледжа создано молодежное общественное объединение «Звездный путь», в рамках деятельности которого под руководством педагога дополнительного образования Попова С.М. организуются театрализованные постановки, литературные чтения, тематические вечера и благотворительные мероприятия.
В деятельности студенческого театра, кроме непосредственно театрального искусства, совмещены и другие виды искусства:
- музыкальное оформление – музыка,
- декорации – живопись,
- пьеса – литература.
Поэтапная реализация практики в рамках учебного года включает следующие ступени
Разработка программы деятельности на учебный год (июнь - сентябрь)
Определение целей и задач на учебный год.
Анализ достижений и проблем предыдущего года.
Учет пожеланий и предложений студентов.
Формирование плана мероприятий: спектакли, репетиции, мастер-классы, поездки.
Бюджет и ресурсы, необходимые для реализации программы.
Этапы разработки программы
Июнь: сбор информации, анализ, планирование.
Июль-август: утверждение плана, подготовка материалов.
Сентябрь: презентация программы студентам, внесение корректировок.
Определение целевых показателей
Вовлечение студентов в театральную студию (привлечение новых талантов и пополнение труппы) (сентябрь)
Рекламная кампания: афиши, социальные сети, сайт университета.
Творческие встречи: общение с участниками и руководителями театра.
Привлечение студентов-участников труппы прошлых периодов и кураторов групп.
Конкурсы, открытые репетиции, мастер-классы.
Инструменты вовлечения
Социальные сети: таргетированная реклама, посты с информацией о студии, видео-приглашения. (В 2024 году таргетированная реклама в госпаблике колледжа в ВК привела к увеличению числа заявок на 20%)
Афиши и листовки: размещение в общежитии, учебных корпусах, столовых.
Творческие встречи: проведение в неформальной обстановке, обсуждение перспектив участия в студии.
Дни открытых дверей: посещение репетиций, знакомство с участниками.
Работа с кураторами и выпускниками
Кураторы групп: распространение информации, рекомендации студентам.
Студенты-участники прошлых периодов: личные истории, мотивация, примеры успешных выступлений.
Результат : В 2024 году участие кураторов увеличило количество новых участников на 10%.
Вводное организационное занятие и техника безопасности
Знакомство с театром, правилами поведения, техникой безопасности.
Инструктаж по работе с оборудованием и реквизитом.
Правила противопожарной безопасности.
Ответы на вопросы студентов.
Подписание документов о соблюдении техники безопасности.
Ключевые аспекты успешной работы театральной студии.
Призыв к активному участию студентов в деятельности студии.
Контактная информация и ресурсы для получения дополнительной информации.
Необходимо отметить, что в студенческий театр молодые люди могут поступить в любое время, главное их желание заниматься этим видом творчества.
Далее в течение следующих месяцев начинаем проводить занятия по сценическому мастерству, включающие темы:
Актерское мастерство
- Сценическое внимание
- Развитие воображения и фантазии
- Эмоционально- психологическое самочувствие и действие с реальными предметами в условиях «замысла».
- Сценическое «общение» знакомство с понятиями
- Сценическая речь
- Развитие правильного фонационного дыхания
- Работа над звуком и силой голоса, развитие диапазона
- Развитие речеручного рефлекса. Междометия.
- Работа над дикцией и частотой произношения.
- Речь в движении. Привитие навыка действия словом
- Работа над чтением стихов
Следующий этап: Работа над спектаклем
- Ознакомление с произведением:
- Чтение пьесы пересказ. обсуждение, обмен впечатлениями, выбор роли каждым студентом.
- Разбор пьесы по основным событиям, разбор характеров действующих лиц.
- Этюды на предлагаемые обстоятельства пьесы
- Закрепление логики персонажей в действии.
- Работа над словесной характеристикой персонажа
- Репетиционные занятия. Количество репетиций зависит от сроков подготовки к выступлению и сложности выбранного произведения. Каждое занятие начинается с работы над произношением: закрепляются навыки правильной артикуляции, модуляций голоса
Проигрывание пьесы целиком, прогонные репетиции с декорациями, музыкальное и световое оформление.
Генеральная репетиция
Сдача спектакля и обсуждение. Оно выполняет роль оценочного средства контроля формируемых компетенций
Заключительная часть.
Наш театр существует более 15 лет.
Этот период позволят сделать выводы о результативности данной практики:
1. Участие в студенческой театральной студии гражданско-патриотической направленности помогает молодёжи определять и формировать ценностные ориентиры. Оно даёт возможность каждому молодому человеку выразить себя в творчестве, соприкоснуться не только с миром искусства, но и изучать историю страны, народа, формировать собственную позицию.
Студенты, которые участвуют в наших театрализованных постановках – часто в прошлом входили в «группу риска», состояли на различных видах профилактического учета. Вовлечение их в театральное молодежное движение – один из видов профилактической работы. И наш коллектив с успехом его использует.
На сегодняшний день 80 % студентов – участников театра «Звездный путь» вовлечены в гражданские инициативы колледжа и города.
2. Развитие навыков коммуникации. студенты развивают навыки коммуникации, учатся работать в творческом коллективе. Знакомство с произведениями о героях и событиях Великой Отечественной войны способствует внутреннему гражданскому росту студентов.
Результаты обучения студентов театральному искусству благотворно отражаются на формировании общих профессиональных компетенций. Каждая постановка студенческого театра — это результат совместного труда, силы духа и вдохновения. Участники гордятся тем, что смогли дарить зрителям радость и эмоции, открывать новые грани искусства и самовыражения.
3. Влияние театральной студии на ценностные ориентиры студентов
Участие в театральной студии является важным фактором, способствующим осознанию и укреплению гражданских и патриотических ценностей. Театральная деятельность способствует развитию эмпатии, критического мышления и социальной ответственности. Молодой человек получает возможность самовыражения и реализации творческого потенциала.
За период существования театром было поставлено десятки спектаклей, среди которых такие как «А зори здесь тихие…», «Чтобы помнили», «Мы из будущего» и другие, проведено более 30 концертных программ патриотической направленности, театр принял участие в областных фестивалях и конкурсах, имеются призовые места.
По результатам мониторинга ценностей молодёжи театрального коллектива, проведенного социально-психологической службой, главной ценностью в жизни студенты назвали справедливость, равенство, свободу, ответственность (85 %). Далее стоит физическое и психическое здоровье (65%), на третьем месте – дружба (45%), на четвертом – эмоциональная насыщенность жизни (40 и 34%).
Важно также отметить, что среди участников театрального объединения нет случаев совершения правонарушений, хотя в прошлом многие их них состояли в «группе риска», молодые люди демонстрируют любовь к Родине, активно участвуя в патриотических акциях и волонтерском движении СВО, проявляют интерес к культуре своего народа, умеют ценить дружбу.
Трансляция опыта работы в данной воспитательной практике рекомендуется нами в любое образовательное учреждение системы СПО и ВПО. А также в общеобразовательные учреждения.
Ведь деятельность молодежного театра не требует особых дополнительных материальных затрат и кадрового потенциала. А возраст и основная образовательная траектория молодого человека не имеют решающего значения.
Главное условие – желание педагогов разнообразить воспитательные методы и технологии в работе с молодыми людьми. Все остальное, как говориться, «дело техники», вернее педагогического мастерства.
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
74
-
17


-
699
-
35


-
2
-


-
4
-

-
37
-

-
2
-
