Наставничество как универсальная технология сопровождения студента до рабочего места, основанная на доверии и партнерстве
Номинация: Лидер партнёрства и управления / Лидер партнёрства и управления в кадровом партнерстве
Профессиональное образовательное частное учреждение
«Барнаульский кооперативный техникум Алтайского крайпотребсоюза»
Наставничество как универсальная технология сопровождения студента до рабочего места, основанная на доверии и партнерстве
Модераторы проекта:
Товпышка Ольга Анатольевна, заместитель директора по учебной работе
Яруткина Нина Александровна, преподаватель
1. Концепция
Создать систему наставничества, которая станет надежным компасом для студентов, помогая им уверенно двигаться от теоретических знаний к успешной карьере. В основе системы лежит принцип доверия и партнерства между студентом и наставником, что позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития и максимально раскрыть потенциал каждого участника.
2. Актуальность проблемы
Запрос на новое качество образования определен Указом Президента
В. В. Путина в части выполнения следующих целевых показателей: модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ; создание условий для развития наставничества.
Сложившийся в России инновационный рынок труда диктует необходимость пересмотра традиционных подходов в системе профессионального образования. Сегодня он нуждается в высокопрофессиональных кадрах, умеющих качественно и ответственно выполнять свои обязанности, адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям. Более того, профессиональные критерии требуют повышения уровня подготовленности специалистов среднего звена в различных областях жизнедеятельности.
Инновационная направленность парадигмы «образование в течение всей жизни» определяется сочетанием двух логик: логики образования - развитие способностей, обучающихся и логики экономики - оптимальное использование человеческих ресурсов.
Учет этих требований возможен только при постоянной синхронизации запросов:
- рынка труда, который востребует доступ к учебным заведениям и студентам;
- студентов, которым необходим прямой нетворкинг и коммуникации с эффективными потенциальными работодателями уже в период обучения;
- учебных заведений, которым необходим широкий пул наставников из числа кадровых партнеров по каждой из реализуемых специальностей. Очевидным последствием вышесказанного для системы профессионального образования является необходимость следовать за развитием рынка труда и адаптироваться к постоянно изменяющейся среде.
3. Цель
Создание условий для функционирования целостной системы наставничества с целью эффективной самореализации наставляемых, формирование профессиональной траектории развития будущего специалиста как необходимого условия сопровождения его до рабочего места.
4. Задачи
Модернизация образовательных программ, с учетом требований и принципов дуального обучения;
Функционирование системы наставничества, создание условий для максимально быстрого включения новых работников в деятельность предприятия;
Создание открытой площадки для сотрудничества с работодателями;
Формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение ими умений и практического опыта, необходимого для успешной адаптации в организации работодателя.
5. Целевая аудитория
Студенты, наставники, образовательные организации, компании-партнеры (работодатели).
6. Социальная значимость
Проект обладает огромной социальной значимостью, поскольку направлен на решение ключевых проблем, с которыми сталкиваются студенты при переходе от учебы к трудовой деятельности.
Внедрение наставничества, основанного на доверии и партнерстве, позволяет:
Снизить уровень тревожности и неуверенности у студентов. Наставник, выступая в роли опытного проводника, помогает студенту адаптироваться к новым условиям, делится своим опытом и поддерживает в сложных ситуациях.
Повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Наставничество позволяет студентам получить практические знания и навыки, необходимые для успешной работы в выбранной сфере.
Сократить период адаптации на первом рабочем месте. Благодаря наставничеству, студенты заранее знакомятся с корпоративной культурой, особенностями работы в конкретной компании и требованиями к специалистам.
Укрепить связь между образованием и бизнесом. Наставники передают студентам актуальные знания и навыки, востребованные на рынке труда.
Сформировать кадровый резерв для предприятий. Наставничество позволяет компаниям выявлять талантливых студентов и привлекать их к работе.
Повысить социальную ответственность бизнеса. Участие в проекте наставничества демонстрирует социальную ответственность бизнеса и его заинтересованность в развитии молодого поколения.
7. Охват населения
Количество участников проекта составляет 12 тысяч человек.
8. Территория влияния
Алтайский края, Томская и Кемеровская области, республики Горный Алтай и Казахстан.
9. Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап (01.09.2023 - 12.12.2023)
Формирование проектной группы (01.09.2023 - 08.09.2023). На данном этапе сформирована команда, ответственная за реализацию проекта и создание эффективной системы управления инновационной деятельностью.
Разработка нормативно-правовой документации (11.09.2023 - 15.09.2023). Разработан пакет документов, регламентирующих деятельность в рамках проекта, включая положения о наставничестве и наставниках, соглашения о сотрудничестве между наставниками и наставляемыми, а также приказы о назначении наставников.
Разработка Дорожной карты внедрения системы наставничества (18.09.2023 - 22.09.2023). Создана детальная и структурированная дорожная карта, обеспечивающая плавный и эффективный запуск системы наставничества.
Деловые встречи с работодателями (25.09.2023 - 12.12.2023). Проведены встречи с представителями предприятий по каждой специальности с целью формирования пула наставников и заключения соответствующих договоров.
2. Этап апробации и внедрения (15.01.2024 - 10.12.2024)
Создание открытой площадки «Профессиональные полигоны» (15.01.2024 - 12.12.2024). Организация площадок для сотрудничества с работодателями, включающих решение кейсов, проведение конкурсов и тренингов, организацию кадровых подиумов и предпринимательских ярмарок.
Апробация механизма независимой 3Д оценки квалификации (15.01.2024 - 12.12.2024). Внедрение системы оценки квалификации, включающей самооценку стажеров, профессионально-экспертную оценку и клиентскую оценку.
Презентация итогов этапа и оценка эффективности (10.10.2024 - 10.12.2024). Подведены итоги этапа, оценка эффективности внедренной модели наставничества и ее влияние на трудоустройство выпускников.
3. Этап трансляции результатов проекта (20.01.2025 - 25.12.2025).
Диссеминация опыта функционирования модели наставничества (20.01.2025 - 20.05.2025). Распространение информации об успешном опыте внедрения системы наставничества с целью повышения качества профессионального образования.
Создание центра карьерных навигаций (01.09.2025 - 25.12.2025). Формирование центра, обеспечивающего комплексную систему наставничества и сопровождения студентов на протяжении всего периода обучения и до момента трудоустройства.
10. Инновационные образовательные технологии, методики и инструменты, которые удалось применить
Реализация проекта требует инновационных подходов, методик и инструментов, способствующих взаимодействию техникума, студентов, работодателей.
Наиболее эффективные способы реализации проекта:
Инновационные образовательные технологии и методики:
1. Персонализированное обучение и адаптивное наставничество
- Разработка индивидуальных планов развития для каждого студента с учетом его целей, интересов и карьерных амбиций.
2. Интерактивные методы обучения и геймификация
- Кейс-стади. Разработка реальных кейсов для развития практических навыков и принятия решений в профессиональной среде.
- Геймификация. Внедрение элементов игры (баллы, рейтинги, достижения, тренинги, мастер-классы, конкурсы) для повышения мотивации и вовлеченности студентов в процесс обучения.
3. Развитие soft skills и эмоционального интеллекта
- Онлайн-курсы и тренинги. Предоставление студентам доступа к онлайн-курсам и тренингам по развитию коммуникативных навыков, лидерства, командной работы, критического мышления и эмоционального интеллекта.
- Ролевые игры и дебаты. Организация ролевых игр и дебатов для развития навыков общения, убеждения и аргументации.
4. Обратная связь
- Онлайн опросы. Использование онлайн опросов для оценки знаний и навыков студентов, а также для получения обратной связи о процессе наставничества.
- Регулярные встречи для обсуждения прогресса и корректировки планов. Наставник и студент регулярно встречаются для обсуждения достигнутых результатов, выявления проблем и корректировки планов развития.
Инструменты
Цифровые платформы для общения, обмена опытом, облачные сервисы, анкетирование, интервью, видеозаписи, обучающие программы, 3D-оценивание (самооценка стажеров, профессионально-экспертная оценка, клиентская оценка или оценка потребителя).
11. Результат
Качественные результаты реализации практики:
Для студентов:
Практикоориентированное обучение;
Освоение альтернативных траекторий карьерного развития и накопление предпринимательских практик;
Приобретение умений и практического опыта для успешной адаптации в организации работодателя.
Для кадровых партнеров:
Сокращение периода профессиональной и социальной адаптации на рабочем месте;
Развитие продуктивной кадровой политики.
Для образовательной организации:
Обновление содержания образовательных программ под запросы работодателей с учетом требований и принципов дуального обучения;
Повышение качества профессионального образования;
Управление личностным, карьерным развитием обучающихся до их трудоустройства;
Функционирование моделей кадрового партнерства.
Количественные результаты реализации практики:
За период с 2023 по 2025 год наблюдается устойчивый рост показателей по работе с партнерами-работодателями и развитию института наставничества.
Основные достижения по годам:
2023 год: Заключено 218 договоров с партнерами-работодателями, привлечено 180 наставников, оформлено 89 соглашений между наставниками и наставляемыми.
2024 год: Количество договоров с партнерами-работодателями увеличилось до 254, число наставников возросло до 192, заключено 96 соглашений между наставниками и наставляемыми.
2025 год: Отмечен значительный рост числа договоров с партнерами-работодателями – заключено 399 соглашений. Количество наставников достигло 206, а число соглашений между наставниками и наставляемыми составило 102.
12. Перспективы развития
Практическая значимость проекта заключается в том, что будет разработана технология внедрения модели функционирования эффективной системы наставничества, которая может транслироваться и тиражироваться в любом регионе Российской Федерации. Сформированная команда преподавателей и работодателей будет готова к трансляции инновационных технологий и методик внедрения данного проекта.
Сетевые мотивационные события (их методика и организационные формы) могут использоваться преподавателями других образовательных организаций.
Результаты исследования будут способствовать повышению качества профессионального образования.
13. Масштабирование и тиражирование
Результаты проекта могут быть актуальны и полезны для учебных заведений разного уровня образования, для предприятий малого и среднего бизнеса, системы потребительской кооперации Алтайского края.
14. Предложения по распространению
1. Публикация отчетов о достижениях проекта на официальных страницах техникума и партнерских организаций.
2. Представление разработанных инновационных материалов в печатном виде (методические пособия, рекомендации, профессиональные кейсы) и в цифровом формате.
3. Распространение рекомендаций по внедрению предложенной модели.
4. Организация презентаций проекта на научных конференциях и обучающих семинарах.
5. Выступление на международных, всероссийских и межрегиональных форумах и конференциях.
6. Представление результатов оценки эффективности реализации проекта в 2026 году.
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
75
-
18



-
743
-
36



-
4
-

-
63
-


-
38
-