Наставничество: создаем пространство для развития педагога
Актуальность. Наш колледж традиционно отличает высокое качество подготовки специалистов для системы образования. На момент старта проекта 35% штата составляли молодые специалисты. Мы приветствуем приток свежих сил, особенно наших выпускники, которые преданы альма-матер и способствуют её развитию. Для адаптации и удержания молодых кадров необходима поддержка в развитии педагогического мастерства. Существенное обновление коллектива и привлечение специалистов из других образовательных учреждений также требует их адаптации к новым условиям и методической поддержки. Мобильное наставничество призвано упростить процесс профессионального становления педагогов. Для опытных преподавателей наставничество является шансом для личного роста, трансляции ценного опыта, преемственности поколений, предотвращения выгорания и подтверждения их профессиональной значимости для сохранения традиций колледжа. Целевая аудитория: молодые и начинающие педагоги колледжа, наставники.
Социальная значимость проекта: выпускники колледжа востребованы в образовательных организациях города и области, так как колледж готовит квалифицированных специалистов, готовых к практической деятельности. Традиционно высокое качество образования в колледже подтверждается ежегодным опросом работодателей, которые высоко оценивают профессиональную подготовку наших педагогов и выпускников и готовы принимать молодых специалистов на работу. Работодатели осознают, что качество будущих педагогов напрямую влияет на уровень преподавания в школах и детских садах региона. Наставничество способствует профессиональному росту молодых педагогов колледжа. Охват: 51 человек. Территория влияния: проект направлен на создание педагогической среды в колледже. Результаты проекта могут быть полезны педагогам колледжей Новосибирска и Новосибирской области. Наставниками могут быть специалисты других уровней образования. Цель проекта: развитие профессиональных навыков наставляемых в процессе овладения профессиональной деятельностью и адаптации на рабочем месте.
Задачи:
- выявить склонности, потребности, возможности и дефициты в работе наставляемых педагогов через беседы и наблюдения;
- использовать эффективные формы повышения компетентности наставляемых;
- координировать сотрудничество наставников и наставляемых;
- приобщать специалистов к корпоративной культуре колледжа.
Этапы реализации проекта
Подготовительный
(диагностический): Подготовка локально-нормативных актов по организации условий для реализации проекта. Создание программы развития наставничества, подготовка методического обеспечения, кадрового состава и материальной базы. Сроки: сентябрь-октябрь 2023 г. Основной (практическая реализация): Формирование базы наставников и наставляемых. Разработка ИППР. Организация и проведение заседаний Клуба молодого педагога, курсов ПК, ежегодного методологического семинара. Работа с наставниками: проведение наставнических встреч, совместные семинары наставников и наставляемых. Использование кураторской методики. Реализация программы наставничества. Сроки: ноябрь 2023 г. – июнь 2025 г. Заключительный (оценочно-рефлексивный): Оценка результатов. Выявление лучших практик. Награждение наставников и наставляемых Благодарственными письмами и сертификатами. Обобщение опыта. Сроки: июнь– август 2025 г.
Концепция. Наш колледж носит имя А. С. Макаренко, коллектив изучает педагогическое наследие мастера, старается работать в русле его принципов. Макаренко А.С. подчеркивал, что существует прямая зависимость профессионального развития педагога от умения обучаться педагогическому мастерству и знаниям у наставника: «Со мной работали десятки молодых педагогов, которые у меня учились. Я убедился, что как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом. Я сам учился у более старых педагогов, и у меня многие учились». Антон Семенович формулирует основное условие роста педагогического мастерства педагога – педагогический коллектив: умение «говорить своему товарищу неприятные вещи и не обижаться, если тебе говорят неприятные вещи», умение «приказать товарищу (а это трудное умение) и подчиняться товарищу (а это еще более трудно). И хорошим мастером можно сделаться только в хорошем педагогическом коллективе». Идеи А.С. Макаренко стали основой нашей деятельности в наставничестве. Педагогический коллектив колледжа переживает непростое время процедуры присоединения. Благоприятный микроклимат, профессиональное единство педагогов двух корпусов–дополнительные ожидаемые результаты нашего проекта. Создание сообщества наставников и наставляемых показало, что такая практика не внедряется, а взращивается, в основе которой – ценность доверия и партнерства. Педагоги-наставники создают культуру наставничества в организации - среду, в которой ценности накапливаются и передаются молодым. Наставничество - это призвание и труд. При этом между наставником и наставляемым мы стараемся определить психологическую и личностную совместимость. В противном случае получить ожидаемые результаты весьма проблематично. Принципиально важно, что при создании наставнических пар в колледже соблюдается принцип добровольности, обоюдного желания наставника и наставляемого работать совместно!
Инновационные образовательные технологии, методики и инструменты. В рамках программы наставничества первоочередная задача - выявление преподавателей, которым требуется методическая поддержка. Затем проводится личная беседа с заместителем директора по научно-методической работе, в ходе которой выясняется, готов ли педагог принять участие в программе наставничества. Некоторые педагоги принципиально отказываются от работы с наставником. Одновременно подбирается кандидатура наставника, с которым наставляемый хотел бы работать. С потенциальным наставником также проводится индивидуальная беседа, в ходе которой обсуждается его заинтересованность и готовность к участию в программе, формируется пара "наставник-наставляемый". Для участников разработана программа развития наставничества, определяющая содержание их совместной работы, права и обязанности каждой стороны. Конструктор индивидуального профессионального развития педагога позволяет наставнику и наставляемому совместно составить персональный план развития компетенций на год, учитывая выявленные проблемы. Важнейшим элементом наставничества является установление доверительных и эффективных коммуникаций между участниками. Эти коммуникации могут строиться на различных моделях: поддержка, корректировка, обучение, устранение препятствий, сопровождение и т.д. Выбор конкретной модели зависит от индивидуальных особенностей наставника и его профессионального стиля. Некоторые наставники предпочитают подробные объяснения и демонстрацию личного опыта, другие –практическую работу, третьи – обмен готовыми решениями. Сочетание всех этих подходов встречается довольно редко. Мы выявили эффективный алгоритм взаимодействия, который состоит из следующих этапов: «Я объясняю – ты слушаешь» → «Я показываю – ты пробуешь» → «Делаем вместе» → «Ты делаешь сам – я подсказываю» → «Ты делаешь сам и рассказываешь о результате». Основной формой наставничества в колледже являются индивидуальные встречи. Также широко используются универсальные формы взаимодействия: беседы, консультации, советы, разбор конкретных проблем. В повседневной работе наставники активно содействуют профессиональному становлению наставляемых: проводят и посещают открытые занятия, семинары, совместно выбирают и анализируют литературу при подготовке студенческих курсовых и дипломных работ, курируют самостоятельную работу наставляемого. Примером взаимодействия наставника и наставляемого являются бинарные занятия опытных и молодых преподавателей, которые строятся на взаимодополнении педагогов, соблюдении единой логики совместной деятельности. Такое занятие представляет собой диалог между наставником и наставляемым, демонстрируя навыки коммуникации, способность к импровизации и глубокое знание предмета. Поддерживая проявление индивидуальности наставляемого, наставник также помогает ему подготовиться к участию в профессиональных конкурсах. Так, в региональном конкурсе «Я – наставник» наставническая пара заняла 2 место в номинации «Наставничество в СПО» (диплом II степени). Для поддержки наставников проводятся наставнические встречи с обсуждением вопросов реализации программы развития наставничества, составления индивидуальных планов профессионального
развития и подводятся итоги работы с наставляемыми. Помимо индивидуального наставничества, в колледже используются групповые формы работы. С этой целью организован "Клуб молодого педагога Деятельность Клуба регламентируется Положением и ежегодным планом работы. Опытные педагоги колледжа выступают в качестве спикеров, делятся знаниями и навыками. В работе Клуба используются современные подходы, уходящие корнями в педагогическую концепцию А.С. Макаренко. Многие идеи великого педагога остаются актуальными. Такие известные методы, как "мозговой штурм", "тимбилдинг", "коворкинг" и "корпоратив", успешно применяются в Клубе. Также вызывают интерес мастер-классы, педагогические мастерские и обучение приемам технологии 4К. Эффективной формой работы являются совместные семинары-практикумы наставников и наставляемых с обсуждением кейсов из образовательной практики и предлагаются варианты их решений. Семинары-практикумы проводят педагоги-психологи в групповой форме с применением мини-тренингов по развитию навыков общения и взаимодействия, отрабатывают правила конструктивной коммуникации.
В колледже также применяется кураторская методика, представляющая собой неклассический подход к наставничеству. Ее ключевое отличие – равноправие участников. В этой модели нет "старшего" и "младшего", обмен советами, информацией и обратной связью происходит в обе стороны. Это снижает сопротивление педагогов, облегчает признание ошибок. В паре могут работать преподаватели разных дисциплин, они самостоятельно ищут решения проблем, а куратор задает направляющие вопросы. Этапы внедрения кураторской методики: педагоги объединяются в пары для совместной работы, назначается «умный третий» (куратор), для педагогов формулируются конкретные задания, итоги работы обсуждаются в присутствии куратора, куратор определяет дальнейшие шаги и задачи, взаимодействие между участниками постепенно усложняется, стимулируя дальнейшее развитие. В колледже были сформированы три триады, включающие молодых педагогов и кураторов. Преподаватели, участвующие в триадах, прошли программу повышения квалификации «Кураторская методика», разработанную академией «Директория». Разработчик программы – доктор педагогических наук К.М. Ушаков. Еще одним инновационным подходом к наставничеству в колледже является обратное наставничество. Оно может показаться парадоксальным: опытные сотрудники получают наставническую поддержку от молодых коллег. Педагоги с большим стажем значительно выигрывают от такого взаимодействия, особенно в освоении современных технических навыков, в частности, в области информационных технологий обучения.
Результаты: программой наставничества охвачены не менее 70% молодых педагогов; удовлетворенность наставников и наставляемых участием в программе развития наставничества составляет не менее 90%; стимулирование позволяет материально поощрять наставников и поддерживать молодых специалистов – 100%; удовлетворенность партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности-не менее 90%; процент закрепления молодых педагогов составляет не менее 80%. Перспективы: создание традиций молодыми педагогами, организация и проведение программы ПК для наставников, расширение применения кураторской методикой среди преподавателей и интеграция в региональное пространство, аттестация педагогов на звание педагога-наставника.
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
82
-
18



-
828
-
37


-
6
-


-
10
-

-
65
-

-
1
-