Музей как уникальная среда гражданско-патриотического воспитания
Номинация: Лидер социальной активности / Лидер социальной активности в патриотическом воспитании
Цель образовательной практики
Создание условий для гражданско-патриотического воспитания обучающихся через подготовку и участие в разработке и проведении экскурсий (в том числе виртуальных) на базе музея 270-й Стрелковой Демидовской Краснознаменной Дивизии.
Задачи образовательной практики
• Совершенствование работы по патриотическому воспитанию обучающихся через организацию работы музея и стимуляцию свободной инициативной деятельности каждого студента.
• Разработка и внедрение инновационных форм работы с обучающимися по патриотическому воспитанию.
• Формирование творческую группу как коллектив
• Разработка плана работы музея колледжа и план работы временных тематических экспозиций (в том числе выездных по школам)
• Знакомство обучающихся с профессией экскурсовода
• Проведение диагностики развития гибких навыков обучающихся
(ораторское мастерство, креативность, социальная компетентность, инициативность)
Актуальность образовательной практики
Проблематика гражданско-патриотического воспитания сегодня приобретает особую актуальность, учитывая те вызовы, с которыми сталкивается наша страна, общество, образование и семья. Согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», необходимо усиление внимания к гражданско-патриотическому воспитанию. Во-первых, проведение специальной военной операции России, направленной на демилитаризацию и денацификацию Украины, актуализировало вопросы гражданско-патриотического воспитания в нашей стране. Во-вторых, растут риски, связанные с вовлечением школьников в различные деструктивные сообщества, школьными расстрелами, кибернасилием, разнузданной рекламой психоактивных веществ, формированием моды на ЛГБТ-тематику, треш и шок-контент и т.д. В-третьих, в условиях роста источников информации, включая гаджеты, интернет-сети и по ряду других причин (кризис семьи, слабое критическое мышление) возникли сложности с формированием ценностных ориентаций личности. «Мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи» также показал отсутствие у подростков четкого понимания патриотизма, слабое осознание ими активной гражданской позиции и гражданской ответственности.
Сегодня важно четко отрефлексировать, что необходимы качественные программы и учебно-методические комплекты по гражданско-патриотическому воспитанию, вовлечению подростков в социально значимую деятельность в добрые и полезные дела. Ведь они сегодня – это, с одной стороны, наиболее активная и массовая часть населения, а с другой, – самая уязвимая категория юных граждан России.
Основные педагогические достоинства образовательной практики
Комплексность: интеграция теоретических и практических форм работы (лекции, интерактивные семинары, проектные задания, экскурсии, мастер-классы, интерактивы).
Интеграция инновационных подходов: использование элементов проектного обучения, критического мышления, рефлексивных методик и технологий дополненной реальности (AR/VR при наличии технических возможностей).
Вариативность: возможность адаптации практики к разным уровням подготовки обучающихся и особенностям образовательной организации (специфике региона и отрасли).
Место при реализации образовательной программы СПО
Предлагаемая практика включается в освоение профессионального модуля ПМ.03 «Предоставление экскурсионных услуг» и ПМ.02 «Предоставление турагентских и туроператорских услуг» для подготовки обучающихся по специальности 43.02.16 «Туризм и гостеприимство» (при необходимости адаптируется к местным учебным планам). Данная практика может использоваться как в рамках аудиторных занятий, так и в формате внеаудиторной деятельности (курсовой проект, волонтерские акции, участие в конференциях и конкурсах).
Основная часть
Ниже приводится пошаговое описание педагогических действий, форм, методов и средств обучения, которые можно адаптировать под конкретные условия образовательной организации.
1. Создание творческой группы музея из студентов колледжа
Анализ контингента обучающихся: определение уровня их знаний, мотивации к изучению истории, интересов, связанных с патриотической тематикой, ораторского мастерства и владения средствами коммуникации.
2. Разработка плана работы музея 270й Стрелковой Демидовской Краснознаменной Дивизии.
3.Формирование образовательной среды: выбор или создание необходимых материалов (презентации, видеофрагменты, исторические источники), подготовка мультимедийного оборудования.
3. Обучение основам профессии экскурсовода
Разработка методических материалов:
Комплект заданий для аудиторной и самостоятельной работы по отдельным темам (различные виды исторических текстов, цитатники, методические рекомендации). Критерии оценивания проектных работ и исследований.
4. Организация учебно-познавательной деятельности
Формы обучения
Лекционно-семинарские занятия с элементами интерактивного обсуждения (вопрос-ответ, проблемные вопросы).
Практикумы с использованием групповой или парной работы (анализ исторических источников, документальных свидетельств, карт и т.д.).
Проектная деятельность: создание мини-проектов о личности или событии в истории России (например, «Верни герою имя»).
Экскурсии и исторические прогулки по местам, связанным с историей родного края, посещение музеев, мемориальных комплексов.
Дистанционные интерактивные формы (форумы, вебинары, онлайн-квесты), что особенно актуально в условиях смешанного или дистанционного обучения.
Методы обучения
Проблемно-поисковый метод: постановка перед обучающимися проблемных вопросов по патриотической тематике, стимулирующих их к самостоятельному поиску информации и обсуждению.
Исследовательский метод: работа с архивными материалами, электронными базами исторических документов (при доступе к таким ресурсам), интервью со специалистами или очевидцами.
Проектный метод: разработка групповых или индивидуальных проектов по темам, связанным с военной России и Белгородской области, с обязательной защитой результатов.
Дискуссии и дебаты: организованные дискуссии по актуальным или спорным вопросам истории (например, о роли личности в истории).
Рефлексия и самооценка: в конце каждого этапа студенты анализируют свою работу, определяют, какие знания и умения приобрели, какие проблемы остались.
Средства обучения и воспитания
Печатные материалы: учебники, исторические документы, сборники эссе.
Цифровые ресурсы: презентации, аудио- и видеозаписи, электронные библиотеки, интерактивные платформы (Moodle, Сферум и др.).
Технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска, мобильные устройства при необходимости (для проведения опросов, участия в онлайн-викторинах).
Игровые технологии: деловые игры, исторические квесты, викторины, которые помогают оживить учебный процесс и повысить мотивацию.
Видео-контент: виртуальная экскурсия по музею
5. Разработка студентами экскурсий по музею с применением инновационных методов (QR-коды, виртуальные экскурсии). Разработка сценариев мероприятий по патриотическому воспитанию
6. Проведение экскурсий для студентов колледжа и выездных экскурсий для школьников.
7. Диагностика навыков и умений по организации экскурсионных услуг
Системная рефлексия: после каждого этапа (лекции, семинара, проекта, экскурсии, экспозиции) обучающиеся и преподаватель подводят итоги, фиксируют достижения и проблемные моменты.
Индивидуализация и дифференциация: учет интересов и способностей студентов. Например, кто-то участвует в исследовательском проекте, а кто-то предпочитает творческую форму (подготовка макета, фотоколлажа, выставки).
Вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность: участие в волонтерских акциях, посвященных памятным датам (например, День Победы, День неизвестного солдата), что укрепляет социальную ответственность.
Заключение
Выводы о результативности образовательной практики
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. сформированность гражданских навыков; сформированность осознанного отношения к базовым ценностям умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
А также:
1. Включенность каждого обучающегося в воспитательные ситуации;
2. Постоянно действующая творческая группа музея.
3. Количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию
4. Участие в региональных и федеральных конкурсах гражданско-патриотических направленностей
5. 100% участие обучающихся, участвовавших в мероприятиях, экскурсиях
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
69
-
17


-
524
-
28


-
2
-


-
4
-

-
37
-

-
2
-
