«Трудоустройство и сопровождение выпускников СПО с интеллектуальными нарушениями
Номинация: Лидер социальной активности / Лидер социальной активности в развитии студенческого спорта
В современном обществе большое внимание отводится воспитанию, созданию необходимых условий для успешной интеграции в образовательном пространстве, трудоустройстве и сопровождения лиц с инвалидностью и(или) с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
У данной категории обучающихся чаще всего сформированы некоторых специфические особенности личности и межличностных отношений: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении.
Трудоустройство выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ - вопрос, который требует особой проработки. Подготовка к трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ начинается с профориентационной работы с абитуриентами, социализация студентов этой категории в образовательной организации.
Психологическое сопровождение при содействии трудоустройству выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ включает морально-эмоциональную поддержку в течение обучения так, чтобы инвалиды и лица с ОВЗ на выпуске могли свободно себя презентовать, грамотно составить резюме, пройти социальную и психологическую адаптацию.
Задача образовательной организации создать равные условия, для востребованности инвалидов и лиц с ОВЗ в социально-бытовой и трудовой сферах деятельности.
МОГАПОУ «Колледжа сервиса и технологий» (далее – Колледж) - является базовой профессиональной образовательной организацией по развитию инклюзивного профессионального образования в Магаданской области. Колледж реализует программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих служащих, таких как «Пекарь», «Кондитер», «Оператор ЭВМ», «Горничная», «Обувщик по ремонту обуви».
Основным контингентом абитуриентов являются выпускники Магаданской областной школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих интеллектуальные нарушения, в частности легкую умственную отсталость. Эти ребята активно принимают участие в чемпионате «Абилимпикс», начиная с категории «школьник», а в дальнейшем, став студентами колледжа, в качестве участников категории «студент», а при выпуске «специалист» и неоднократно становятся победителями в различных компетенциях, как в региональном отборочном чемпионате, так и в национальном.
Благодаря чемпионатному движению мы, как педагоги, видим изменения исключительно в лучшую сторону. Чувство быть нужными в обществе придаёт ребятам уверенность в жизни, что немало важно для тех, кто в силу своих жизненных обстоятельств не рос в семье.
Организация работы МОГАПОУ «Колледжа сервиса и технологий» по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ реализуется через Центр поддержки системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ Магаданской области и регионального движения «Абилимпикс» и предполагает:
- проведение системной, комплексной профориентационной работы с обучающимися и абитуриентами этой категории;
- формирование базы данных организаций имеющих квоту по трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ;
- формирование баз данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ.
В 2024 году у 6 выпускников Магаданского областного центра образования №1 появилась возможность получить профессию «Укладчик-упаковщик» в МОГАПОУ «Колледж сервиса и технологий». Колледж создал все условия для обучения ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата (колясочники), в том числе с интеллектуальными нарушениями.
В целях организации качественного образовательного процесса для обучения данной категории детей, выделена дополнительная штатная единица: Ассистент(помощник), оказывающий техническую помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию, способности к передвижению, способности к общению.
Рассматривая кандидатуру на должность Ассистента (помощника), поступило предложение о трудоустройстве выпускника Колледжа из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, - участника чемпионата «Абилимпикс» Владимира М.
Владимир М. имеет статус сироты, закончил школу-интернат для детей с легкой умственной отсталостью, получил профессию обувщика по ремонту обуви. Во время обучения показал себя только с положительной стороны.
Для улучшения социально – психологической адаптации Владимира М. разработана программа наставничества «Педагог – сотрудник с ОВЗ», авторами которой являются Шестакова Елена Викторовна, руководитель Центра поддержки системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ Магаданской области и Дворницина Виктория Викторовна, руководитель регионального движения «Абилимпикс» Магаданской области.
Значимость программы определяется тем, что наличие соматической патологии, ранняя инвалидизация сотрудника с ОВЗ создает тяжелый психологический фон, накладывает неизгладимый отпечаток на его душевную жизнь, является благоприятной почвой для возникновения нервно – психических расстройств.
Цель программы: Оказание комплексной поддержки сотруднику с ОВЗ успешной социализации, профессиональной адаптации и достижении карьерных целей.
Задачи программы:
- выявление и сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в профессиональных образовательных организациях Магаданской области, в том числе привлечение данной категории обучающихся в чемпионатное движение по профессиональному мастерству среди лиц с ОВЗ и инвалидностью «Абилимпикс»;
- содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ
- профессиональная адаптация сотрудника в рабочем процессе;
- развитие коммуникативных навыков и формирование мотивации к работе;
- методическое сопровождение в вопросах профессиональной реализации;
- психологическая поддержка в преодолении трудностей;
- формирование навыков самостоятельной работы и саморазвития.
Этапы реализации практики:
Этап 1. Подготовительный.
- проведение системной, комплексной профориентационной работы с обучающимися и абитуриентами этой категории.
- формирование баз данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ.
- вовлечение в чемпионатное движение «Абилимпикс»;
- содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ.
Этап 2. Диагностический.
- выявление проблем адаптации и саморазвития сотрудника с ОВЗ;
- анализ возможностей и преодоления трудностей сотрудника с ОВЗ;
- оценка потенциала сотрудника с ОВЗ;
- прогнозирование перспектив адаптации сотрудника с ОВЗ к рабочему процессу.
Этап 3. Планирование:
- Постановка целей с учетом индивидуальных особенностей сотрудника с ОВЗ;
- Разработка программы наставничества;
- Создание маршрута профессионального развития;
- Определение типа наставничества;
- Формирование плана сопровождения.
Этап 4. Мониторинг.
- Оценка прогресса сотрудника с ОВЗ.
- Анализ эффективности применяемого методов.
Этап 5. Завершающий.
- оценка способности сотрудника к самостоятельной работе
- анализ достижения поставленных целей
- подведение итогов программы наставничества
Этап 6. Ожидаемый результат по итогам реализации Программы.
повышение эффективности работы сотрудника с ОВЗ
Успешная социализация в рабочем коллективе сотрудника с ОВЗ
Развитие профессиональных навыков
Формирование самостоятельности в решении задач
За 2 месяца работы в должности Ассистента (помощника) Владимир показал такие профессиональные качества как:
- обеспечение сопровождения студентов-инвалидов во время нахождения в колледже;
- соблюдение правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии инвалида;
- создание для студентов комфортных условий в процессе оказания технической помощи;
- оказание помощи в одевании и раздевании;
- оказание помощи во время принятия пищи;
- оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Отметим, что именно данная категория ребят, как Владимир, обладает такой чертой характера, как умение заботиться о ближнем, несмотря на физические недостатки.
Основываясь на практике Колледжа, в настоящее время в рамках соглашения между БПОО и Магаданским Центром опережающей переподготовки разрабатывается краткосрочная программа профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» со срок обучения 72 часа, в рамках которой обучающиеся смогут получить необходимые знания для оказания технической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Так, запланировано обучение как минимум 5 выпускников колледжа из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - участников «Абилимпикс» с последующим трудоустройством.
Потенциальные работодатели: Колледжи, производственные мастерские, реализующие программы профессионального обучения для лиц с тяжелыми ментальными нарушениями, коррекционные школы, дома - интернаты общего типа для престарелых и инвалидов, региональные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
82
-
18



-
828
-
37


-
6
-


-
65
-

-
1
-

-
39
-