Выбирая профессию – выбираешь будущее
осударственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский колледж производственных и социальных технологий»
Конкурсная номинация: Лидер образовательных инициатив в развитии учебно-производственного комплекса
ВЫБИРАЯ ПРОФЕССИЮ – ВЫБИРАЕШЬ БУДУЩЕЕ
Концепция
Для создания условий по предоставлению возможностей получения трудового навыка, первого рабочего места и заработной платы, а также получения возможности для образовательной организации реализовывать и получать внебюджетный доход от произведенной продукции вместо того, чтобы утилизировать результаты учебной деятельности, в Тюменском колледже производственных и социальных технологий (далее – колледж) в 2019 году создано Учебно-производственное предприятие (с 2024 года - Учебно-производственный комплекс – далее УПК).
УПК – структурное подразделение колледжа, в штате которого 24 сотрудника, включая руководителя УПК. Обучающиеся привлекаются к деятельности УПК на основании договоров гражданско-правового характера, трудового договора.
Направления деятельности УПК и продуктовая линейка определены на основании материально-технической базы, оснащение которой современным оборудованием способствует освоению профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда, формирующих бесшовное трудоустройство обучающихся и выпускников. ОКВЭД внесены в Устав Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский колледж производственных и социальных технологий».
Направления деятельности и продуктовая линейка УПК:
«Участок лесного хозяйства» сформирован на базе лесного массива общей площадью 1435,75 га, переданном в постоянное (бессрочное) пользование колледжу для осуществления производственной, научно-исследовательской, образовательной деятельности:
- выращивание саженцев лиственных и хвойных пород;
- выращивание декоративных растений;
- выращивание сеянцев хвойных пород;
- функционирование «Сибирской экологической тропы» - проведение экомаршрутов.
«Участок деревообрабатывающего производства» создан на базе учебно-производственных мастерских и оснащен современными станками: на ленточной пилораме силами студенческой бригады налажен процесс распиловки круглого леса на пиломатериалы для нужд участка деревообрабатывающего производства с целью удешевления материалов и себестоимости продукции.
- изготовление мебели и изделий из массива дерева по индивидуальным заказам;
- реставрация мебели из массива;
- изготовление корпусной мебели, в том числе по индивидуальным заказам и для собственных нужд колледжа;
- распиловка круглого леса на пиломатериалы ленточной пилорамой;
- функционирование коворкинг-пространства по деревообработке «СтолЯРКО» - аренда рабочего места (верстак), ручного и электроинструмента, проведение мастер-классов, в том числе от мастеров деревянного дела, тимбилдинга для предприятий / организаций партнеров, курса «Столярное дело для начинающих».
«Участок общественного питания» создан на базе Центра питания «Айсберг»:
- услуга питания ресторана;
- услуга питания бара;
- услуга питания кафе;
- услуга питания столовой;
- услуга питания буфета;
- услуги по организации и обслуживании приемов, семейных торжеств, банкетов, проведение тематических вечеров, ритуальных мероприятий.
«Агентство сурдоперевода» - работают обучающиеся по специальности 39.02.02 Организация сурдокоммуникаций (сурдопереводчик):
- сопровождение спортивно-массовых, культурных мероприятий,
- сопровождение в образовательном процессе, в том числе других ПОО,
- организация и сопровождение туристических мероприятий,
- сурдоперевод учебных видеороликов по профессиям / специальностям, разрабатываемых ПОО, через подачу адаптированного образовательного контента.
Синхронизация МТБ мастерских колледжа обеспечивает повышение качества практической подготовки обучающихся на реальном производстве УПК и создает предпосылки для обеспечения окупаемости вложений, мультипликации эффекта от государственных и частных инвестиций, благодаря многоцелевому применению закупаемого оборудования.
Организация деятельности УПК закреплена Положением об Учебно-производственном комплексе ГАПОУ ТО «Тюменский колледж производственных и социальных технологий», утв. приказом директора.
Актуальность проблемы
Большинство выпускников не умеют применять полученные знания и умения на практике. УПК способствует повышению практико-ориентированности профессионального образования, формированию практических навыков на современном оборудовании и закреплению полученных теоретических знаний в колледже. Обучающиеся могут проходить практику без отрыва от учебы и даже получать первый опыт оплачиваемой работы.
УПК решает еще одну проблему – занятость несовершеннолетних обучающихся, так как не все предприятия имеют возможность брать на производственную практику несовершеннолетних обучающихся.
Организация внебюджетной деятельности через УПК способствует созданию финансовой устойчивости колледжа, а часть полученной прибыли идет на заработную плату студентов.
3. Цель - удовлетворение потребностей обучающихся Колледжа в практической подготовке, потребностей юридических и физических лиц в продукции, работах и услугах, производимых УПК, и обеспечение первого рабочего места для обучающихся и выпускников.
Задачи:
- обеспечение условий, необходимых для качественного выполнения программ производственного обучения обучающихся, воспитания у них уважения к труду и избранной профессии / специальности;
- совершенствование качества профессионального образования за счет более глубокого и полного соединения обучения с производственным трудом обучающихся, овладения ими практическими навыками и умением эффективного использования оборудования, техники, прогрессивных технологий и управлением производственными процессами;
- производство качественной товарной продукции, надлежащее выполнение работ и оказание услуг при наименьших затратах;
- занятость несовершеннолетних обучающихся;
- создание дополнительных рабочих мест, в том числе в период проведения всех видов практик обучающихся.
Целевая аудитория
- Обучающиеся и выпускники колледжа.
- Юридические и физические лица.
Лица с нарушением слуха.
Учащиеся общеобразовательных школ.
Социальные партнеры.
Социальная значимость
Социальным эффектом деятельности УПК является ранняя адаптация студентов на рабочем месте, привитие культуры производства еще в период обучения и начало пути к финансовой самостоятельности.
Охват населения
Охват населения осуществляется через официальные группы в социальных сетях – ВК, Telegram, сайт колледжа, встречи с потенциальными заказчиками:
2023 г. – 7 691 чел.,
2024 г. - 8 289 чел.,
2025 г. (до 30.06.) - 8 506 чел.
8. Территория влияния – региональный уровень реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (2019-2020 гг.)
- Разработка бизнес-плана УПК.
Определение ОКВЭД под материально-техническую базу образовательной организации, определение направлений деятельности УПК.
Внесение изменений в Устав ГАПОУ ТО «ТКПСТ».
Утверждение Положения о деятельности УПК.
Издание приказа о создании УПК.
Разработка и утверждение организационной структуры УПК.
Формирование штатного расписания УПК, исходя из направлений подготовки, реализуемых в колледже.
10. Инновационные образовательные технологии, методики и инструменты, которые удалось применить
Технология проектного обучения – самостоятельное либо коллективное выполнение обучающимися комплексных производственных задач прикладной направленности. Способствует формированию устойчивых профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности в современных условиях динамично развивающегося производства.
Технология мастерской – создание среды, моделирующей условия реальной профессиональной мастерской, где каждый обучающийся ощущает себя мастером, создающим уникальный продукт или решение актуальной проблемы. Технология мастерской способствует формированию творческого подхода к решению профессиональных задач, обеспечивает глубокое освоение предметной области и закрепление практических компетенций, формирует навыки эффективного взаимодействия в команде, развивает коммуникативные способности и умения организации собственной деятельности.
Контекстное обучение. Создание условий, которые позволяют обучающимся осознать значимость получаемых знаний и освоить методики их эффективного применения в профессиональной деятельности. Способствует подготовке квалифицированных специалистов, обладающих глубокими профессиональными знаниями и способностями эффективно решать реальные жизненные проблемы.
Метод анализа конкретных ситуаций – для организации обучения используются реальные производственные ситуации (техническое задание заказчиков), описание которых одновременно отражает не только практическую проблему, но актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Результат
Результативность деятельности УПК (2023-2025 гг.)
Общее количество обучающихся по направлению подготовки, совпадающему с направлением деятельности УПК, чел.
2023 -1 100
2024 - 1 407
2025 (01.01.2025 – 30.06.2025) - 1 465
Количество обучающихся, занятых в работе УПК, чел.
2023 - 531
2024 - 1211
2025 (01.01.2025 – 30.06.2025) - 471
Количество пед. работников, чел. / количество сотрудников колледжа, чел., задействованных в деятельности УПК
2023 - 7/12
2024 - 33/9
2025 (01.01.2025 – 30.06.2025) - 35/11
Количество трудоустроенных в УПК студентов/выпускников, чел.
2023 - 23
2024 - 39
2025 (01.01.2025 – 30.06.2025) - 22
Привлеченные средства через конкурсы с грантовой поддержкой, руб.
2023 - 411 000,00 (проект «ЭкоИнициатива»)
2024 - 521 752,00 (проект «Сибирская Экотропа»)
Услуги коворкинга «СтолЯРКО», руб.
2023 - 60 185,00
2024 - 46 900,00
2025 (01.01.2025 – 30.06.2025) - 123 040,00
Кол-во сеянцев Сосны обыкновенной, шт.
2023 - 700 000
2024 - 525 000
2025 (01.01.2025 – 30.06.2025) - 525 000
Реализация сеянцев Сосны обыкновенной, руб.
2023 - 2 250 000,00
2025 - 1 668 980,00
Услуги Участка общественного питания, руб.
2023 - 2 763 905,80
2024 - 2 993 622,50
2025 (01.01.2025 – 30.06.2025) - 1 943 340,00
Услуги участка деревообрабатывающего производства, руб.
2023 - 2 875 880,00
2024 - 2 861 678,50
2025 (01.01.2025 – 30.06.2025) - 771 639,00
Перспективы развития
1) Определение новых направлений деятельности УПК в связи с открытием в 2024 году образовательно-производственного кластера «Транспорт и дорожное строительство»:Проведение инженерно-геодезических изысканий в части определения границ земельных участков; расчета объема земляных работ; съемки мостовых сооружений и фасадов зданий.
Диагностика автомобильных дорог с применением передвижной дорожно-диагностической лаборатории.
2) Создание студенческого ремесленного движения (отряда).
3) Разработка образовательных игр для популяризации изучения русского жестового языка.
Подтверждающие документы:
1. Паспорт проекта Программы развития ГАПОУ «Тюменский колледж производственных и социальных технологий» на 2025 – 2030 гг. «Развитие УПК» («ПрофиЦентр»)
2. Организационная структура УПК ГАПОУ ТО «Тюменский колледж производственных и социальных технологий».
3. Положение о деятельности УПК.
4. Каталог деревообрабатывающей продукции УПК.
5. Презентация «Выбирая профессию – выбираешь будущее».
Ссылки:
УПК - https://vk.com/proficenter72
Сибирская экотропа - https://vk.com/club226342535, фотогалерея–Сибирская экотропа https://disk.yandex.ru/d/J-XoHXih1hsa_g
ТКПСТ - https://vk.com/tkpst72
Коворкинг-пространство «СтолЯРКО» - https://vk.com/kovorkingstolyarko?from=groups
Раздел «УПК» на официальном сайте ТКПСТ - https://ypp.tkpst.ru/
Контактное лицо
Иванова Елена Радиковна, заместитель директора по стратегическому развитию ГАПОУ ТО «Тюменский колледж производственных и социальных технологий»
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
74
-
17



-
689
-
35


-
2
-


-
4
-

-
63
-
