Воспитательная практика: Интеллектуальная викторина как форма мероприятия, направленная на формирование патриотической культуры, гражданственности и гражданской идентичности среди подростков
Номинация: Лидер социальной активности / Лидер социальной активности в патриотическом воспитании
Тема: Воспитательная практика: Интеллектуальная викторина как форма мероприятия, направленная на формирование патриотической культуры, гражданственности и гражданской идентичности среди подростков.
Актуальность. В современном обществе, характеризующемся динамичными социокультурными изменениями и возрастающей глобализацией, вопросы формирования патриотической культуры, гражданственности и гражданской идентичности среди подрастающего поколения приобретают особую актуальность.
Интеллектуальная викторина представляет собой эффективную педагогическую форму работы с подростками, которая способствует формированию патриотических ценностей и гражданской идентичности через интерактивное обучение и соревновательный элемент. Викторина также сочетает образовательную и воспитательную функции, позволяя подросткам в игровой форме усваивать знания о истории, культуре, традициях своей страны. Соревновательный характер мероприятия повышает мотивацию участников и способствует более глубокому запоминанию материала.
Актуальность данной педагогической практики обусловлена необходимостью поиска новых, эффективных форм и методов воспитания. Интерактивность викторины обеспечивает активное участие всех подростков, развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде. Разнообразие вопросов позволяет учитывать различные интересы и способности участников, создавая ситуацию успеха для каждого.
Цель: Сформировать у обучающихся старшей школы и обучающихся профессиональных образовательных организаций патриотической культуры, гражданственности и гражданской идентичности посредством изучения исторических фактов и событий.
Задачи:
Образовательные задачи
Систематизировать знания молодежи о ключевых исторических событиях и периодах развития страны
Формировать объективное понимание исторических процессов и их влияния на современность
Изучать биографии выдающихся исторических деятелей, героев и патриотов
Развивать навыки анализа и интерпретации исторических источников и документов
Углублять знания о культурном наследии и традициях народа
Воспитательные задачи
Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее страны
Формировать уважение к историческому наследию и памяти предков
Развивать гражданскую ответственность и активную жизненную позицию
Развивающие задачи
Развивать критическое и аналитическое мышление при изучении исторических событий
Формировать исследовательские навыки в области истории и краеведения
Развивать коммуникативные компетенции для обсуждения исторических тем
Стимулировать творческий подход у изучению и презентации исторических материалов
Практические задачи
Создавать условия для участия в тематических мероприятиях
Использовать инновационные методы и технологии для повышения интереса и мотивации участников
Реализовывать проекты по изучению истории
Целевая аудитория: обучающихся старшей школы и обучающихся профессиональных образовательных организаций, педагоги, родители обучающихся.
Социальная значимость воспитательной практики заключается в воспитании у молодежи чувства патриотизма, гражданской ответственности и уважения к историческому наследию, укреплении социального взаимодействия между родителями и образовательной организацией, а также развитии профессиональных качеств педагогов-наставников, укреплении их социального статуса, личностному и профессиональному росту.
Интеллектуальная викторина обладает высоким потенциалом охвата различных групп населения, особенно среди молодежи и подростков. В образовательных учреждениях викторины могут проводиться в рамках учебных занятий, внеурочной деятельности, тематических праздников. Кроме того, интеллектуальные викторины могут проводиться в онлайн-формате, что значительно расширяет географию охвата и позволяет привлекать участников из разных регионов.
В процессе реализации воспитательной практики за 2024 – 2025 учебный год были проведены викторины на различных уровнях, от внутриколледжского до регионального с участием обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в количестве более 500 человек.
Этапы реализации практики:
Организационный этап
июль--август 2024 года. Разработка плана работы с включением основных памятных исторических дат и Дней единых действий. Определение тем, целей и задач цикла викторин, проработка сценариев.
Практический этап
сентябрь 2024 – июнь 2025 года. Проведение интеллектуальных викторин в соответствии с планом работы, формирование и информирование команд о датах и месте проведения мероприятий. Распределение ролей среди организаторов, формирование членов жюри, взаимодействие с социальными партнерами.
Аналитический этап июль – август 2025 года. Анализ результатов и оценка эффективности педагогической практики, выявление сильных и слабых сторон, разработка рекомендаций по совершенствованию практики, доработка с учетом отзывов участников и экспертов.
Перспективный этап
сентябрь 2025 – июнь 2026 года. Использование педагогической практики в новом учебном году с учетом имеющегося опыта реализации. Увеличение количества мероприятий на региональном уровне и числа участников.
Образовательные методики, подходы и инструменты. В ходе реализации педагогической практики активно использовалось сочетание традиционных подходов и современные технологические решения.
Традиционные подходы:
- командное участие (5-8 чел. в команде)
- подборка вопросов по тематике (на знание исторических фактов, хронологии событий, исторические личности и пр.)
- импользование наглядных материалов (карты, портреты, предметы)
- соревновательный момент
Современные методики, инструменты и подходы:
- игровые методики (геймификация) – применение механизмов рейтингования, соревнования, развитие навыков здоровой конкуренции
- методики активного обучения: применение знаний ранее изученного материала в практических заданиях викторины с целью закрепления материала, ученики самостоятельно разрабатывают вопросы к викторине с целью более глубокого понимания материала
- обучение через сотрудничество (кооперативное обучение) – учащиеся делятся знаниями и опытом
- использование мультимедийных средств, включая видеоролики и анимацию: интерактивные карты для изучения исторической географии, видеофрагменты исторических реконструкций, аудиозаписи речей исторических деятелей, виртуальные музейные экспонаты
- использование онлайн платформ для большего охвата участников.
Результат. В период 2024 – 2025 учебного года было проведено 10 викторин по различным историческим тематикам, внутриколледжского, муниципального и регионального уровней. Общее количество участников викторин – 920 человек, из них:
- студенты колледжа – 540 человек
- студенты сторонних профессиональных организаций – 80 человек
- обучающиеся общеобразовательных организаций – 300 человек
№
Наименование викторины
Уровень реализации
Количество участников
Ссылка в соц. сетях
1
Квиз-игра «Россия без границ», посвященная Дню народного единства
внутриколледжский
70 человек – студенты 1 курса
https://vk.com/vgpgk_professionalitet?from=groups&w=wall-161732832_10102
2
Этновикторина «Россия – многонациональное государство», посвященная Дню народного единства
муниципальный
80 человек – студенты колледжей региона
https://vk.com/vgpgk_professionalitet?from=groups&w=wall-161732832_10149
3
Викторина Ко Дню государственного герба Российской Федерации
внутриколледжский
100 человек – студенты колледжа
https://vk.com/vgpgk_professionalitet?from=groups&w=wall-161732832_10253
4
Викторина «Главная книга страны», посвященная Дню конституции РФ
внутриколледжский
50 человек – студенты 1 курса колледжа
https://vk.com/vgpgk_professionalitet?from=groups&w=wall-161732832_10297
4
Новогодняя викторина
внутриколледжский
70 человек – студенты колледжа
https://vk.com/vgpgk_professionalitet?from=groups&w=wall-161732832_10330
5
Викторина Ко Дню освобождения Воронежа от немецко- фашистских захватчиков
Региональный
140 человек – обучающиеся общеобразовательных организаций области
https://vk.com/vgpgk_professionalitet?from=groups&w=wall-161732832_10402
6
Викторина, посвященная снятию блокады Ленинграда
Региональный
160 человек – обучающиеся общеобразовательных организаций области
https://vk.com/vgpgk_professionalitet?from=groups&w=wall-161732832_10428
7
Викторина, посвященная снятию блокады Ленинграда
Внутриколледжский
50 человек – студенты колледжа
https://vk.com/vgpgk_professionalitet?from=groups&w=wall-161732832_10420
8
Викторина «Крымский полуостров – важная часть Российской Федерации» Ко Дню воссоединения Крыма с Россией
Внутриколледжский
50 человек – студенты колледжа
https://vk.com/vgpgk_professionalitet?from=groups
9
Викторина, посвященная истории казачества на Руси
Внутриколледжский
50 человек – студенты 1 курса колледжа
https://vk.com/vgpgk_professionalitet?from=groups&w=wall-161732832_10693
10
Викторина «Памяти великих дней» к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Внутриколледжский
100 человек – студенты колледжа
https://vk.com/vgpgk_professionalitet?from=groups&w=wall-161732832_10760
Перспективы развития интеллектуальных викторин в Воронежском государственном промышленно-гуманитарном колледже имени В.М. Пескова:
Интеграция с социальными сетями и другими платформами для расширения аудитории
Создание онлайн-турниров и соревнований на региональном и межрегиональном уровня.
Применение викторин с элементами ролевых игр, дебатов и дискуссий.
Партнерство с образовательными учреждениями, музеями, библиотеками.
Регулярное проведение тематических викторин по календарю памятных дат.
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
74
-
17


-
699
-
35


-
2
-


-
4
-

-
37
-

-
2
-
