Центр студенческих инициатив
Номинация: Лидер социальной активности / Лидер социальной активности в патриотическом воспитании
Образовательное учреждение ГБПОУ ВО «СПК» готовит специалистов по основным приоритетным направлениям в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Воронежской области, в число которых входят машиностроительный и металлургический комплексы, химическая промышленность; промышленность строительных материалов; транспортная инфраструктура; энергетическая инфраструктура; информационно-коммуникационные технологии.
В Рабочей программе воспитания колледжа в качестве планируемых результатов процесса воспитания используется согласованный образ результата – «Портрет выпускника колледжа», который отражает комплекс планируемых личностных результатов, заданных в форме базовой модели «Портрета Гражданина России 2035 года», среди которых на приоритетном месте:
осознающий себя гражданином и защитником великой страны
демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
Сегодня остро стоит необходимость оперативно мобилизовать все ресурсы образовательной среды в направлении гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Мы стремимся к повышению эффективности воспитательной деятельности в связи с изменениями в образовательной стратегии, и создания условий для формирования активной гражданской позиции современной молодежи.
Основная идея практики – развитие инициативы самих студентов, формирование их активности, молодой человек выступает не в роли слушателя и зрителя, а в роли инициатора и организатора. А педагоги, родители и эксперты – это соратники, советники, единомышленники.
Ключевые моменты практики:
Описание проблемы/Обоснование выбора:
Недостаточно сформированные чувство гражданственности и патриотизма молодых людей
Низкий уровень студенческой инициативы
Загруженность педагогов, недостаточная вовлеченность кураторов в жизнь и проблемы студенческого коллектива
Отсутствие единой информационной базы для участников процесса
Периметр: учебно-воспитательный отдел ГБПОУ ВО «СПК-
Основные риски практики:
Низкий уровень рефлексии обучающихся и обратной связи по результатам мероприятий
Репутационные риски колледжа
Несоответствие графику проведения мероприятий практики
«Текучка» педагогических кадров
Отсутствие студентов в период производственной практики
Команда: Дегтярева И.А. – советник по воспитанию , Попов С.М. – педагог дополнительного образования, Жеребятьева Л.Ю. – педагог-психолог, Пантелеева А.А. – педагог-организатор
Цель практики - сформированный высокий уровень политической и исторической грамотности, ответственная гражданская, патриотическая позиция студенческой молодежи.
Задачи и плановый эффект:
Увеличение числа специалистов заинтересованных ведомств (экспертов), привлеченных к подготовке и проведению мероприятия по формированию гражданско-патриотических качеств,
Увеличение числа представителей родительской общественности к подготовке и проведению мероприятия по формированию гражданско-патриотических качеств
Повышение оценки уровня удовлетворенности качеством мероприятия по формированию гражданско-патриотических качеств
Повышение доли студентов с устойчиво сформированными гражданскими и патриотическими взглядами и качествами, по результатам психолого-педагогической диагностики
Увеличение доли студентов-юношей колледжа, проявляющих готовность служить интересам государства, к защите Отечества по результатам мониторинга
Исходя из цели были определены задачи, важнейшей из которых стало повышение доли студентов с устойчиво сформированными гражданскими и патриотическими взглядами и качествами. Количественный показатель тут 98%, хотя мы, безусловно, стремимся к 100%.
Решение этих задач мы видели в создании Центра студенческой инициативы и патриотического воспитания на базе музея истории колледжа. Центр объединил в себе все необходимые технические средства воспитания, единую информационную базу, сформировал команду единомышленников в лице педагогов, студентов и родителей.
Таким образом музей истории колледжа выступил в совершенно новой для себя роли – он стал не «капсулой времени», а самым живым, мобильным, эффективным механизмом, инструментом формирования нового студента – студента активного, мыслящего, студента – патриота, волонтера, лидера. Музей стал центром, штабом формирования студенческой инициативы. И в этом уникальность нашей практики. Мы применили весь потенциал музейной педагогики для решения задач формирования студенческой инициативы. Во многом содействовали этому инструменты бережливого производства.
И как результат
Повышение качества воспитательных мероприятий, студенческих активностей
Сокращение времени на подготовку воспитательных мероприятий, студенческих активностей
Увеличение показателя удовлетворённости воспитательными мероприятиями со стороны участников образовательного процесса
Снижение числа не вовлечённых студентов.
Увеличение числа партнеров
Разработка и поддержка системы мотивации студентов
Трансляция практики в другие образовательные учреждения.
Представленная воспитательная практика уникальна тем, что мы использовали имеющуюся в учебном заведении базу (экспонаты и оборудование музея истории) для решения задач, которые, на первый взгляд, не могут быть полностью решены средствами музейной педагогики – формирование высокого уровня молодежной активности, развитие студенческой инициативы. Таким образом, применив принцип бережливого производства (многостороннего использования имеющихся ресурсов), пришли к более эффективному решению поставленных задач. Музей истории колледжа и раньше был центром патриотического воспитания молодежи, а теперь стал еще и центром студенческой инициативы.
Для достижения целей практики прежде всего способствовали сами экспонаты. Особенно экспозиция, посвященная выпускникам колледжа – участникам специальной военной операции, выставка трофейного оружия.
Приобретенное в рамках гранта «Бережливая инициатива» звуковое, фото и видеооборудование, упростило решение многих задач, позволило значительно сократить время подготовки мероприятий по формированию патриотизма и гражданственности, улучшить качество их проведения, позволило внедрить инновационные воспитательные технологии.
Было приобретено компьютерное оборудование и оборудованы рабочие места для работы с методической базой, для разработки сопутствующей документации, доступа в Интернет. Словом, все, что нужно участникам процесса.
Командой был разработан детальный план реализации практики, приведем ключевые позиции:
Разработка и утверждение организационно-распорядительной документации, регламентирующей деятельность Центра студенческих инициатив.
Создание на базе Центра рабочих мест кураторов с и применением инструментов бережливого производства, с единой базой шаблонов документов, защита базы контент-фильтрацией.
Создание профессионального чата (закрытой группы) для участников воспитательного процесса с использованием практики работы с Гугл таблицами для обмена данными между участниками процесса.
Создание на базе Центра информационно-консультационного совета «Школа студенческого лидера», с собственной методической базой, проведение обучающих семинаров для студентов.
Внедрение практики распределения функциональных ролей по подготовке и проведению между студентами-участниками мероприятия.
Организация и проведение студенческим активом совместно с преподавателями мероприятий и активностей на базе Центра.
Вовлечение студенческого издательства колледжа в деятельность Центра
Создание на базе Центра экспертного совета по межведомственному взаимодействию.
Проведение общеколледжных конкурсов на лучшее мероприятие по номинациям «Лучший классный час», «Лучшая молодежная патриотическая инициатива», «Лучший студенческий проект».
Создание базы лучших инициатив, тиражирование лучших. Обеспечение общего доступа.
Проведение региональных молодежных конкурсов, форумов, проектов на базе Центра.
Но, безусловно, 99% залога успеха – это команда.
На самом начальном этапе для нас было важно вовлечь, увлечь, зажечь своими идеями, своими убеждениями весь коллектив, и, в первую очередь, студентов. Только сделав их своими единомышленниками, мы могли рассчитывать на успех.
Ярким примером большого интереса студентов, их высокой активности стал конкурс на логотип Центра. Было много различных вариантов, предлагали педагоги, предлагали студенты, но в один прекрасный день мастер производственного обучения профессии «Сварщик» Ольга Александровна Башлыкова внесла выполненную ребятами 1 курса работу из металла. И все единогласно тогда решили, что конкурс на этом закончен. На основании работы ребят-сварщиков позже был выполнен эскиз центра.
Наш музей с первых дней своего существования представлял из себя многофункциональную воспитательную площадку. Но так активно, разнообразно и эффективно, как с момента деятельности центра студенческих инициатив (ЦСИ), он не функционировал никогда.
Начиная 7.45 каждого понедельника, проводится церемония вноса флага РФ и исполнения гимна РФ, далее «Разговоры о важном» (группы соревнуются за право провести эти внеклассные мероприятия именно тут), затем работает редакционная коллегия, заседают советы родителей, экспертов. Музей стал настоящим инициативным центом, где реализуется принцип преемственности поколений, воспитывается уважение к старшему поколению.
На базе музея (в центре) мы проводим огромное разнообразие различных мероприятий и активностей, в которых принимают участие гости – выдающиеся люди, эксперты в различных областях. И когда наши гости впервые попадают в музей, обычно реакция бывает у всех одинаковая – большое удивление и восхищение богатой историей, уникальностью и самобытностью учебного заведения. Это отражается и на студентах. Общение становится более глубоким, для ребят более осмысленным и, соответственно более эффективным.
Важно отметить, что практика подразумевает активное вовлечение родительской общественности. Совет родителей колледжа также функционирует на базе ЦСИ.
Уважаемые коллеги! Желаем Вам вдохновения, успехов и обязательно внедряйте новые формы работы с молодежью, ФОРМИРУЙТЕ НОВОЕ СОЗНАНИЕ НАШЕГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ!
Наше будущее в их руках!
Отзывов: 1

Другие работы конкурса

-
75
-
18


-
743
-
36


-
2
-


-
4
-

-
38
-

-
2
-
