"Искусство отражения жизни"
Номинация: Лучший медиатекст
Искусство отражения жизни
В гардеробе ни одной свободной вешалки, номерки разобраны. Капельдинеры проверили билеты и раздали программки. Все заняли свои места и уже ждут, предвкушают, что они увидят сегодня. Звенит заветный третий звонок, и зрителю открывается прекрасный мир с необыкновенной историей, посмотрев которую, можно ощутить неизведанные грани души, испытать яркие эмоции и чувства, разгадать тайны нашей жизни.
Театр дарит веру в чудо, даёт повод задуматься. Каждый находит там всё, что искал. Существуют различные виды и формы этого искусства. Оно многогранно. В своём монологе «Литературные мечтания» В.Г. Белинский писал: «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» Если вы не уверены в точном ответе, значит, самое время узнать о многообразии рязанских театров. А после прочтения материала посмотреть афиши и взять билет на одно из представлений.
«Работа на пределе возможного»
«У нас в школе был хор, и мне доверяли перед исполнением песен читать стихи. Это очень нравилось руководству школы, и меня начали отправлять на конкурсы чтецов, а я любил просто быть на сцене. Стремление к победам привело в город Тамбов, в институт культуры, где я учился на режиссёрском отделении. После поступления завуч спросила: «Кем ты будешь, Володя?» Ответил: «Режиссёром». А она сказала: «Ой, как хорошо, будешь всю жизнь палочкой махать». Перепутала с дирижёром. Так я и попал в театр». Это история художественного руководителя молодёжного скопинского театра «Предел» – Владимира Деля. Он поделился с нами тонкостями своей деятельности, подчеркнул, почему выбрал такое название:
– В этом слове заключена художественная программа – крайнее напряжение сил, работа на пределе возможного. А по словарю Ожегова оно ещё значит «родина, участь, судьба». Так в жизни получилось, что я живу и работаю там, где прошло моё детство, школьные годы, в городе, с которым связаны лучшие воспоминания юности. От этого возникает чувство долга и родства с жителями, с теми зрителями, которые любят наш театр и приходят на каждый спектакль.
В «Пределе» артисты вкладывают в работу частичку себя. Для них это место силы и душевного спокойствия. У участников есть даже свои традиции перед выходом на сцену:
– Всегда пьём чай перед репетициями, заодно стараюсь понять настроение артистов. Обязательно сопровождаю их из гримёрной на сцену. А ещё у нас есть «тотемный» столб за кулисами, поддерживающий потолок. На нём оставлены автографы актёров всех поколений, и вот перед спектаклем мы обнимаем его и прижимаемся к нему лбом – это на творческую радость.
Нашему герою очень важна свобода выбора материала для постановок. Владимир любит ставить прозу, классику, восхищается прекрасными текстами, переосмысливая их. Он не старается угодить жюри или какой-то определённой категории зрителей. Всегда делает то, что, прежде всего, интересно ему.
В «Предел» принимают всех желающих без экзаменов и вступительных испытаний. Остаются сильнейшие и достойные. Худрук рассказал, как устроена работа в театре:
– Есть молодёжная студия, а есть труппа артистов, которыми особенно горжусь. Они начинали в 90-х годах и до сих пор с нами вместе. Я совершенно не стремлюсь к большому количеству участников в театре. Считаю, что талант – это явление штучное, а не массовое. Мне интересно заниматься с личностями, в своём роде, уникальными. Именно поэтому люблю моноспектакли. Во-первых, для меня это режиссёрская забава – придумать интересный визуальный ряд. Во-вторых, хочется добиться исповедальности в исполнении, что редко бывает. Я ценю людей, готовых работать на «длинную дистанцию», выучивать большие роли, отрабатывать их и не надеяться на сиюминутный успех.
Одна из актрис, Варвара Жаркова, отмечает, что руководители театра полны энергии и азарта, заряжают позитивным настроем. Владимир репетирует с артистами, а его жена – Ирина Дель возглавляет театр мод, занимается сценографией, организацией гастролей, фестивалей, взаимодействует с прессой. Благодаря такому слаженному подходу молодые люди в театре могут найти своё творческое призвание. Девушка рассказала нам о начале своего пути:
– Всё получилось неожиданно и развивалось стремительно. Ровно год назад меня пригласили в «Предел», который с тех пор стал моим вторым домом. Я сразу почувствовала себя в нужном месте и была счастлива стать частью этого коллектива.
Первая серьёзная работа Вари – роль Канифоли в спектакле «Река на асфальте». Разница между премьерным и самым крайним показом спектакля колоссальная:
– Наша постановка непрерывно меняется, как в плане актёрской игры, которая становится увереннее, обретает свои тонкости, так и в поисках новых смыслов в пьесе. Я с каждым разом сильнее чувствую и понимаю свою героиню, уже действительно сроднилась с ней.
Для нашей героини жизнь актёра – постоянное самосовершенствование и непрерывный поиск. Важно не быть «артистом одной роли». Нужно сохранить свою универсальность и не потерять самобытность.
Зодчие – значит создающие новое
Если ты творческий человек, то нужно идти по этому пути. В городе Шацк в Рязанском колледже культуры открыты дороги и перспективы для талантливых молодых людей. С 1954 года в нём существует одно из самых старых отделений – театральное. Этот вид искусства жил в этом заведении всегда: по нему писались учебные работы, ставились курсовые и дипломные спектакли. В 2005 году заслуженный работник культуры РФ Валентина Александровна Лечкина вместе с директором колледжа Любовью Анатольевной Леженкиной решили, что пора из содружества идейных ребят – театральной студии сделать настоящий студенческий театр под названием «Молодые зодчие», который в итоге достаточно быстро получил звание образцового коллектива.
С 2012 года художественным руководителем является Игорь Дульщиков. По первому образованию он – учитель русского языка и литературы. Когда пришёл работать в колледж, то преподаватель Наталья Викторовна Колядова предложила сыграть ему в спектакле «С двумя зайцами». Как отмечает наш герой, это было очень рискованное решение, потому что он в качестве актёра был вообще не подготовленным человеком, но всё прошло удачно. В итоге подумал и решил: «А почему бы и нет?» И получил второе высшее образование в Рязанском институте культуры, где учился на театрально-режиссёрском факультете.
Одна из целей театра – нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание. Конечно, развитием движет большое желание и интерес создавать что-то новое. Игорь рассказал, в чём особенность «Молодых зодчих»:
– Актёры – студенты. На первом курсе они приходят как чистый лист, без багажа опыта и навыков. Только к старшим курсам они начинают разыгрываться, чувствовать сцену, а потом выпускаются и уходят в «большое плавание» по миру театрального искусства. И весь процесс начинается заново. Пребывание в театре ограничено годами учёбы в колледже.
Почему именно «Молодые зодчие»? Ответ прост. Зодчие – творцы, создающие что-то новое. И это студенческое объединение также пробует себя в разных необычных форматах. Они не заложники конкретного репертуара. Ставят всё – от психологических драм до откровенных комедий.
Художественный руководитель театра отмечает, что многие студенты заинтересованы актёрским мастерством. Это здорово! Они креативные, знают, зачем пришли и чем будут заниматься дальше. Один из них – Павел Митяев, обучающийся колледжа культуры. После поступления его почти сразу взяли в труппу, и именно Игорь Дульщиков поспособствовал желанию молодого человека играть в театре и двигаться в нужном направлении:
– Каждый раз на репетициях мы получаем ценный опыт, азы актёрского мастерства, за что хочется сказать спасибо нашему режиссёру! Ведь он относится к процессу поистине творчески и полностью отдаёт себя.
Его первый спектакль – «Растоптанные цветы петуньи», где он сыграл главную роль. После усердной работы на репетициях волнение, конечно, чувствовалось, но стоило ему только выйти на сцену, как всё прошло, остались только непередаваемые эмоции. Перед выходом Павел снимает все внутренние и внешние зажимы, чтобы в своей профессиональной деятельности чувствовать себя комфортно.
«Борьба за душу молодого человека»
Так определил миссию «Перехода» его основатель – Геннадий Дмитриевич Кириллов. Создатель – выпускник режиссёрского факультета ГИТИСа, постановщик более 100 спектаклей, заслуженный работник культуры РФ. Он много лет занимался театральной педагогикой и всегда отмечал, что ему нравится взаимодействовать именно с молодёжью.
Как и любое большое дело, «Переход» начался с идеи и человека, вдохновлённого ей. В 1998 году Геннадий Дмитриевич, уже имея опыт создания студийного театра, решил повторить это и в Рязанском государственном, тогда ещё педагогическом университете. Ректор вуза Анатолий Петрович Лиферов поддержал инициативу, и 22 декабря 1998 года состоялось первое занятие.
Премьерные спектакли и признания, заинтересованные молодые люди, выход на новый уровень. Стало ясно, что «Переходу» нужно дальнейшее профессиональное развитие. На Касимовском шоссе между общежитиями открылось его здание. Так и появилось название – «Переход». В нём скрыт и философский смысл – в театре растёт душа человека. Культурное образование, полученное в студии, безусловно, открывает в каждом что-то особенное.
С 2019 года директором театра является ученик Г.Д. Кириллова – Роман Сулица. Он давно погружён в это искусство:
– В старших классах я занимался в школьном театре «Лоскут», который до сих пор живёт и радует своими постановками. После выпуска мне посоветовали сходить в студенческий театр «Переход». О нём я тогда ничего не слышал. Просто было интересно, да и хотелось попробовать себя в этом деле профессионально. Поступил в РГУ в 2008 году и пришёл на прослушивание. Меня взяли, и вот с тех пор здесь пишется моя история.
«Переход» не всегда собирал полные залы. Раньше упор был именно на работу с университетом, многие считали театр любительским, думали, что это просто кружок по интересам, в основном его посещали студенты. Но время идёт. И вот уже появились городские зрители, которые относятся к посещению «Перехода» с уважением и восхищением. Расширяется репертуар – есть и детские спектакли, и постановки для взрослых и осознанных людей. Стало понятно, что актёры стремятся показать правду, воплотить сущность человеческого духа на сцене. Последние полтора года театр набирает неимоверный темп. Сейчас параллельно ставятся три спектакля, на некоторые представления билеты раскупаются буквально за два часа, идёт работа в студии с начинающими актёрами, показывается основной репертуар. Наш герой рассказал, в чём уникальность «Перехода»:
– Самый простой ответ – в его камерности и искренности. Наша сцена находится не на возвышении, что позволяет лучше видеть артистов. Многие хотят попасть именно на первый ряд, потому что так зритель находится фактически внутри самого спектакля. У актёров не так много спектаклей в сезон. Они успевают соскучиться по зрителю и выплёскивают всю любовь к нему и своему делу, и их энергетика доходит в зал.
Будучи директором театра, молодой человек ещё является монтировщиком сцены, заведующим постановочной частью, курирует администраторскую деятельность по работе со зрителем и остаётся в труппе. Вдохновляется интересными нововведениями в театрах, постановками других режиссёров, конечно, своей семьёй.
Его жена – Екатерина Сулица руководит театральной студией. Там проходят занятия по актёрскому мастерству, сценической речи и движению, танцу, вокалу, ритмике и пластике. Роман надеется, что правильное, ценное воспитание в коллективе даёт творческое развитие, направляет студентов в лучшую сторону. И это правда! Многие ребята после обучения работают в смежных сферах, например, ведут мероприятия, а кто-то остаётся в театре.
У Татьяны Мартыненко были идеи поступать на актёрское, но ввиду некоторых причин она отбросила эту мысль. «Переход» представлялся ей как упрощённая версия театрального вуза, где можно получить дополнительное образование, играть на сцене, не отдавая 100% своей жизни только служению театру, как это делают профессиональные артисты. Обучение в студии всё равно занимало львиную долю сил и времени, но для девушки это были счастливые и насыщенные годы:
– 4-5 дней в неделю по несколько часов, мне казалось, что я буквально живу в нём. Нравились все предметы без исключения. Атмосферу на занятиях я бы охарактеризовала так – товарищество, радость, поглощённость процессом. Особенность студии я поняла только сейчас. Когда ты артист театра, ты становишься заложником его правил. Пьесы и роли утверждаются в соответствии с потребностями, а вот в студии – полная свобода выбора образов. Например, мне бы хотелось сыграть возрастного персонажа, но я знаю, что, скорее всего, на эту роль выберут кого-то более подходящего. Там есть возможность примерить на себя всё, что душе угодно.
Больше всего нашей героине запомнился первый выход на сцену:
– Я выступала примерно 40 секунд в спектакле «Пеппи Длинный чулок», но я относилась к роли с максимальной серьёзностью.
Особенность труппы «Перехода» в том, что они все – учителя, журналисты, врачи, юристы, психологи приходят вечером в театр, чтобы немного отвести душу после трудового дня.
Об актёрской профессии говорят, что это искусство притворяться другими людьми. Однако для Татьяны это всегда познание, раскрытие себя, только в других предлагаемых обстоятельствах:
– Что бы я чувствовала, если бы была ребёнком, которого не любят родители, или взрослой одинокой женщиной, которая всё ещё надеется на счастье, или завистливой подругой первой красавицы курса?
«Переход» даёт возможность раскрыться молодым талантам. В этом году театру – 25 лет. Сейчас идёт подготовка к спектаклю «Гамлет», премьера которого состоится в декабре.
У вас есть шанс!
23 ноября 1993 года состоялся первый спектакль рязанского театра-студии «Шанс». Уже 30 лет в нём обучают детей и взрослых, воспитывают будущих актёров, ставят постановки, которые никого не оставляют равнодушными. Художественный руководитель – Светлана Рахманина. Работа режиссёра – непростое дело, требующее сконцентрированности и вовлечённости в творческий процесс. Одна из воспитанниц театра – Алёна Урбах рассказала нам о том, с чего начался её театральный путь:
– Вероятно, правильным ответом будет: «С рождения». Моя мама была в актёрском составе, когда «Шанс» только появился и даже носил другое название. Я ещё в школе не училась, а уже побывала на своём первом занятии по хореографии с педагогом студии – Екатериной Ореховой.
Девушка всегда была энтузиастом: оставалась после занятий, приходила на генеральные уборки, помогала основному составу перед показом спектакля, не участвуя в нём. Постепенно ей делегировали функции, и теперь она является помощником режиссёра:
– В основном я занимаюсь организационными моментами, но нередко помогаю Светлане Васильевне с творческими делами. Я координатор новоприбывших людей и «скорая помощь» во время форс-мажорных ситуаций. Быть правой рукой и дополнительной головой руководителя – безумно захватывающе! Количество моих навыков постоянно увеличивается, и я никогда не знаю, чем буду заниматься завтра. Как по мне, удивительная работа!
В студии ребята занимаются актёрским мастерством, сценическим движением и речью, хореографией, проходят различные мастер-классы с приглашёнными гостями. Алёна сама постоянно проходит обучение, совершенствует мастерство. Она с любовью рассказывает о своей команде:
– Это семья. Мы безумно любим, поддерживаем, ценим друг друга. Когда приходишь в театр, всегда знаешь, что тебя там любят и ждут. Артисты настолько разные, что мы даже не задумываемся о зависти, конкуренции или чём-то подобном. Мы погружены друг в друга. Можно прийти сильно вымотанным и уставшим, но об этом забываешь, когда начинается деятельность. Театр – место силы, а люди – её источник. Бывают моменты, когда мы синхронизируемся в действиях, не сговариваясь. У нас это называется «быть подключённым к общему серверу».
Наша героиня до сих пор с восторгом вспоминает свой первый спектакль:
– Я сыграла в сказке «Про девочку в красной шапочке», сделанной младшей группой театра на тот момент. Перед выходом к публике не было страха, скорее, кураж. В этом есть заслуга старших артистов, которые поддерживали нас, дебютантов. Спустя время в других спектаклях я начала понимать всё, что происходит вокруг, начиная от действия на сцене, заканчивая неожиданностями за кулисами. Сейчас каждый выход – как в последний раз. Невероятные ощущения испытываешь, когда чувствуешь всех артистов и получаешь обратную энергию от зрителя.
30 лет ставятся новые работы, продумываются необычные образы. Репетиция – уникальный процесс. Для Алёны он в удовольствие:
– Мы полностью доверяем нашему режиссёру. Была забавная ситуация, когда мы готовились сразу к нескольким постановкам и, не дослушав вопрос: «Можете завтра в 17:00?..», дружно ответили: «Да!», даже не зная, что конкретно мы будем делать. В деятельность включены все: кто-то репетирует, кто-то готовит реквизит, кто-то костюмы. Каждая роль прорабатывается с артистом. Со временем спектакль начинает жить, появляются нюансы и детали, подключается актёрская импровизация.
В работе артиста девушка особо ценит возможность делать вещи, недоступные в обычной жизни. Общество накладывает определённую манеру поведения, рамки и границы, которые стираются на сцене.
Театр – мир, который для каждого выглядит по-разному. Новые идеи, возможности реализовать свой творческий потенциал, яркие образы и непередаваемые эмоции – это всё о нём, о «храме искусства».
Желаем артистам никогда не ронять листы со сценарием, а зрителям быть готовыми впустить театр в свою жизнь!
:: Татьяна МОЙСЕЮК