"Между нами "химия""
Номинация: Лучший медиатекст
Между нами «химия»
Согласитесь, что в школе химия – одна из самых сложных дисциплин? Ведь как говорят: «Не возьмёшься за неё в 8 классе, потом всё – пиши пропало, никогда больше не разберёшься». Оно и ясно, ведь только научишься определять валентности и отличать металлы от неметаллов, как вдруг придёшь в 10 класс, а там громоздкие формулы углеводородов, гомологи и органические соединения. Голова кипит, непонимание накапливается, и трудные лабораторные работы «летят» одна за другой.
Всё-таки эта наука красивая! Не всегда удаётся проводить опыты успешно, но какой же восторг, когда у тебя наконец-то получилась реакция «серебряного зеркала» или на учительском столе вспыхнул настоящий «вулкан».
В детстве каждый из нас был исследователем. Кто не любил программу «Галилео» и не мечтал повторить опыт «Слоновья зубная паста»? Никогда не поздно вновь вернуть в свою жизнь эксперименты! Знать всё на свете нереально, но я, мечту свою лелея, решил проблему гениально – я подключаюсь к «Молодёжной среде»! Сегодня мы вместе погрузимся в мир исследований и, может быть, вы решите превратить кухню в лабораторию и после прочтения материала провести там необычные опыты.
С этой непростой наукой нам помог разобраться Илья Чучелкин – кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории координационной химии. Он с химией на «ты» и рассказал, с чего начался его путь:
– Любовь к естественным наукам у меня появилась в детстве. Уже в начальных классах я решил, что свяжу свою жизнь либо с химией, либо с биологией. В старшей школе я поступил в химико-биологический класс. У нас был курс дополнительных занятий по органической химии на базе РГУ имени С.А. Есенина, который преподавал профессор Константин Николаевич Гаврилов. Впоследствии он стал моим научным руководителем. Именно тогда я понял, что всё-таки мне ближе химия, а не биология.
Наш герой занимается тонким органическим синтезом, изучением строения новых органических и координационных соединений, металлокомплексным катализом. Попробуем разобраться в терминах, чтобы всё было понятно.
Тонкий органический синтез – промышленное изготовление продуктов сложного строения, характеризующееся многостадийностью и высокой сложностью производственных процессов.
Металлокомплексный катализ – ускорение химических реакций, благодаря которому можно проводить их с высокой скоростью и селективностью.
Знакомство с наукой у Ильи состоялось на 1 курсе университета: он пришёл в лабораторию координационной химии и сразу понял, что хочет заниматься исследованиями. А сейчас молодой человек уже сам является преподавателем в РГУ:
– Мои дисциплины – «Химические основы биологических процессов» и «Физические методы исследований». Мне нравится моя работа, так как во время неё сам лучше понимаю свой предмет. Студенты – разные, среди них и умники, и те, кто «звёзд с неба не хватает», но, главное, всегда есть ребята, интересующиеся наукой.
При кафедре химии в 1998 году открыли лабораторию координационной химии. Там разрабатываются катализаторы, которые ускоряют процессы синтеза практически значимых редких веществ – фармацевтических препаратов, средств защиты растений, биорегуляторов. В результате такого подхода в два раза сокращаются производственные расходы и токсическое воздействие веществ на окружающую среду и организм человека.
Наш герой отмечает, что современная синтетическая химия – тяжёлый труд целой команды учёных. Не всегда получается то, что планируешь, поэтому каждый успешный синтез – повод для радости и гордости:
– Мы занимаемся фундаментальной наукой, то есть изучаем влияние разных факторов на эффективность каталитических систем. У нас нет задачи внедрить в производство подобные процессы – это уже вопросы прикладной науки. Но, что называется, пофантазировать и подумать, где это может применяться – наше дело. А если задуманное ещё и успешно используется – это двойной восторг!
В этом году Илья стал победителем конкурса Президентской программы Российского научного фонда «Проведение инициативных исследований молодыми учёными». Научной проблемой, на решение которой направлен его проект, является поиск селективных, не требующих использования агрессивных соединений, подходов к формированию асимметрических каталитических систем на основе палладиевых комплексов с P*-хиральными диалкилфосфитами.
Объяснить все эти сложные термины в одном материале, увы, не получится. Но благодаря реализации данного проекта будет развиваться направление «зелёной химии», к которому относят любое усовершенствование химических процессов, положительно влияющих на окружающую среду. В результате также будет прогрессировать интеллектуальное производство, открывая путь к новым высокоэффективным технологиям получения разнообразных оптически активных продуктов, современных лекарственных препаратов и средств защиты сельскохозяйственных растений.
Молодой человек признаётся, что любопытство и познание нового влекут его в научную деятельность. Но где же взять вдохновение для открытий? Вдруг всё уже открыто, и куда тогда двигаться дальше? Он отвечает:
– Я читаю специализированную литературу, участвую в научных конференциях, общаюсь с коллегами. Это мотивирует и даёт пищу для размышлений. Если идей нет, то лучший способ «перезагрузить мозг» – сменить деятельность. Например, можно отправиться в поход в горы.
Все слышали легенду о том, что великий учёный Д.И. Менделеев увидел во сне периодическую таблицу химических элементов. Ошеломлённый сновидением, он тотчас проснулся и начал в спешке искать карандаш, чтобы поскорее перенести по памяти информацию на бумагу. А бывает ли вообще такое, что научные мысли и новые открытия приходят в голову в неожиданный момент? У Ильи есть мнение на этот счёт:
– Возможно, периодическая система и приснилась Менделееву, но нельзя забывать, что это произошло не беспричинно – он годами изучал этот вопрос.
Мне нравятся длительные пешие прогулки и походы. В это время никто не отвлекает, и можно спокойно размышлять, созерцая природу. Очень часто идеи приходят именно во время подобного отдыха.
А ведь он совершенно прав! Сам Дмитрий Иванович с иронией говорил о своей таблице: «Я над ней, может быть, 20 лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово». Так что если после прочитанного материала ляжете спать, то новый химический элемент или невероятный опыт вряд ли придут к вам в сновидения. Всё-таки в науку нужно погружаться целиком, чтобы покорять там высоты и ставить перед собой новые цели. Молодой человек определяет это так для себя:
– Вообще, научная деятельность является творческой. По сути, для меня это и работа, и хобби одновременно. Кроме того, я играю на бас-гитаре, увлекаюсь туризмом, люблю путешествовать.
Верим и надеемся, что нашего героя в науке ждут масштабные открытия и полезные опыты. Всё же здорово знать такие термины, как «диалкилфосфит», и уметь их применять в реальной жизни! Может, после прочтения этой статьи стоит вновь взять в руки учебник химии, понять и вспомнить, какая валентность у золота и что такое «число Авогадро»?
:: Татьяна МОЙСЕЮК