Турнир знатоков словесности «Сила русского слова»
Номинация: «Лучшее мероприятие по программе «Пушкинская карта»;
Сценарий
Турнир знатоков словесности
«Сила русского слова»
Ход игры:
В игре может участвовать от 2 до 4 команд по 5-6 человек. В каждой команде выбирают капитана, который будет получать задания. В каждой команде выбирают капитана. Дается время чтобы команды придумали название и девиз своей команды, а также оригинальное представление команды.
Если в зале присутствуют болельщики, то с ними проводятся викторина и игра в то время, когда команды выполняют задание. В завершение турнира самые активные и эрудированные игроки разыгрывают суперприз. Поэтому в течение всей игры участники собирают баллы в личную копилку.
Во время мероприятия с аудиторией работает ведущий. Жюри оценивает результаты и подсчитывает баллы.
Ведущий:
Добрый день, ребята!
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, словом. Вы растете, идете в школу, поступаете в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает вас. Окончив школу, вы поймете, как нам нужен русский язык. Мы можем гордиться русским языком. На нем написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки и культуры.
Сегодня мы будем общаться и познавать великолепный, богатый, благозвучный, яркий русский язык. Команды будут бороться за звание победителя. В завершение турнира самого активного и эрудированного участника ждет суперприз. Поэтому в течение всей игры, уважаемые знатоки, зарабатывайте баллы в личную копилку.
Если всем понятны условия, то мы можем начинать. Итак, первый тур.
I тур «Представление команд»
Капитаны представляют свои команды. Жюри оценивает оригинальность.
II тур «Закончите пословицу»
Ведущий: Уважаемые знатоки, как вы думаете в чем народная мудрость проявляется ярче всего?
Игроки озвучивают свои ответы: - В пословицах.
Ведущий: Правильно, конечно же в пословицах. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. Ведь «Пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь».
Итак, второй тур «Закончите пословицу». Команды по очереди дают ответы. За каждый правильный ответ присуждается балл, если ответ неверный, то ведущий обращается к болельщикам.
Много говорено, (да мало сказано).
Не спеши языком, (торопись делом.)
Никто за язык (не тянет)
Держи язык (за зубами.)
Говори по делу, живи (по совести).
Кто говорит, тот сеет; кто слушает — (собирает (пожинает)
Доброе молчанье лучше (худого ворчанья).
Доброе слово человеку - что дождь (в засуху).
Ветер рушит горы, а слово – (дружбу)
Ты ему слово, а он (тебе – два)
III тур «Рифмуем!»
Ведущий: А сейчас вы должны подобрать рифмы к словам, указанным на карточках. Карточки выбирают капитаны. Время на выполнение задания – 3 минуты.
Для 1 команды:
пара (фара)
птенчик (бубенчик)
слоненок (ребенок)
балка (палка)
игра (игла)
карта (парта)
картинка (рябинка)
пальчик (мальчик)
Для 2-ой команды
соль (моль)
волк (полк)
голос (волос)
ручка (кучка, тучка)
букет (привет, ответ)
цветок (мотылек)
дверь (зверь)
сомненье (настроенье, варенье)
Пока команды выполняют задание, проводится игра с болельщиками Игра «Кто больше»:
Игра «Кто больше»: Знаете ли вы, что такое метаграмма? Метаграммой называют задачу, в которой из какого-нибудь слова, изменив в нем одну только букву, нужно получить новое слово: дом – дым, лес – лев. Итак, задание: изменив в слове только одну букву, нужно получить как можно больше новых слов:
Кот (пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон)
сор (бор, вор, жор, мор, тор, хор, лор)
Команды озвучивают свои ответы и сдают карточки с выполненным заданием жюри для подсчета баллов. За каждую правильно, подобранную рифму дается один балл.
IV тур «Кто это? Откуда это? Чье это?»
Ведущий: В четвертом туре очки засчитываются той команде, которая быстрее даст правильный ответ. Для ответа нужно поднять руку.
Ведущий: По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение и автора:
1. ««Платье было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины…»
(Подсказка: Этому персонажу принадлежат следующие слова: «Народ-то больно прожорлив, от праздности завел привычку трескать, а у меня есть и самому нечего».)
(Ответ: Плюшкин. Н. В. Гоголь «Мертвые души»).
2. «Массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, с умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной». (Пьер Безухов.
(Ответ: Л. Н. Толстой «Война и мир»)
3. Острижен по последней моде, как денди лондонский одет. (Ответ: Евгений Онегин. А. С. Пушкин «Евгений Онегин»).
4. Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива. (Ответ: Татьяна. А. С. Пушкин «Евгений Онегин»).
5. Красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт. (Ответ: Ленский. А. С. Пушкин «Евгений Онегин»).
6. Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела. (Ответ: Ольга. А. С. Пушкин «Евгений Онегин»).
Ведущий: Сейчас давайте немного отдохнем и проверим ваше актерское мастерство. В этом конкурсе-разминке участвовать могут все. Нужно изобразить походку человека.
Конкурс-разминка
Человек, который только что хорошо пообедал;
- у которого жмут ботинки;
- который пнул кирпич;
- у которого начался острый приступ радикулита;
- который оказался ночью в лесу один;
- который выиграл в лотерею.
V тур «Загадочный»
Вопросы задаются командам по очереди. За каждый правильный ответ дается один балл.
- Какая буква в русском языке все время плачет? (ы)
- Какая буква, подобно «ы», может «обижаться» на то, что ее не пишут в начале русских слов? (й)
- Каким поясом не подвяжешься? (климатическим)
4. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые любят вставлять в него палки. На нём можно даже жить, а можно в нём вертеться, но особенно его почему – то любят белки. Что это? (Колесо)
5.Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон).
6. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)
7. Как переводится на русский язык слово апельсин? (Китайское яблоко)
8. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить. Что это? (Вода)
9. Молодожёны очень хорошо его знают, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся вредители, готовые испортить его, добавив в него ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. Что это такое? (Мед)
10. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. Что это такое? (Камень)
11. Он бывает Александрийский, исполнительный, больничный и обходной. С него можно петь, играть или читать без предварительной подготовки. Иногда он пристаёт или дрожит, как у известного дерева, на котором, по преданию, повесился предатель Иуда. Что это? (Лист.)
12. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же это? (Ключ.)
13. Он в голове несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на нее бросают деньги и слова. Это … (ветер).
14. Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, им клюют, его задирают, на нем ставят зарубки. (Нос).
15. Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. (Язык).
16. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки, за ним можно лезть в карман. (Слово).
17. Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? Почему? (Я всегда говорит о себе, при этом в алфавите стоит последней)
18. В каком слове 100 раз повторяется «нет»? (Стонет)
VI тур «Архаизмы»
Ведущий: Как мы знаем, архаизмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления по причине замены их современными синонимами. Каждой команде предстоит подобрать к слову современный синоним (командам раздаются карточки с архаизмами; за каждое верное слово – один балл.
длань (ладонь)
пиит (поэт)
ланиты (щёки)
перст (палец)
брань (не ругань!) (битва, сражение)
глаголить (говорить)
льзя (можно)
живот (жизнь)
ратник (воин)
зрачный (видный, красивый)
VII тур «Афоризмы»
Ведущий: Все вы знаете что такое афоризмы. Это краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений. К афоризмам часто относят пословицы. Но афоризм всегда имеет автора, в то время как пословица — продукт народного творчества.
Итак, задание. Вам нужно продолжите афоризмы:
1. Люди перестают мыслить, когда …(перестают читать). Дидро.
2. Ты навсегда в ответе за тех, … (кого приручил). А. Де Сент-Экзюпери.
3. Лучше оправдать 10 виновных, нежели … (обвинить одного невиновного) Екатерина 1.
4. Никогда не беспокой другого тем, … (что может сделать сам). Л. Толстой.
VIII тур «Числительные»
Ведущий: Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят числительные. (Три толстяка, Три мушкетера, Три медведя, 17 мгновений весны, 12 стульев, Тысяча и одна ночь, 20 тыс. лье под водой, Петр 1, 2 капитана, 4 танкиста и собака, Сказка о мертвой царице и 7 богатырях). Выигрывает та команда, которая в течение 5 минут приведут наибольшее количество литературных произведений.
Пока команды пишут, со зрителями проводится «Блиц-турнир».
1. Кто автор романа (Приключения Робинзона Крузо»? (Д. Дефо).
2. С кем сразился Илья Муромец в начале своего боевого пути? (с Соловьем Разбойником).
3. Кто автор романа «Путешествия Гулливера»? (Джонатан Свифт).
4. Как зовут благородного английского разбойника? (Робин Гуд).
5. С кем в пути встретился Вольга? (с Микулой Селянинов.)
6. Как греки назвали свои сказки? (мифы).
8. Кто подковал блоху? (Левша).
9. Знаменитый русский баснописец. (Крылов).
10. Назовите имена друзей д’Артаньяна. (Атос, Портос, Арамис).
11. Друг и помощник Шерлока Холмса. (доктор Ватсон).
12. Автор романса (Я встретил Вас…» (Тютчев).
10. Как называется жизнеописание святого? (Житие)
IX тур «Угадай фразеологизм»
Ведущий: Капитан должен передать значение фразеологического оборота с помощью жестов. Его команда должна угадать этот фразеологизм.
1) В одно ухо влетело, в другое вылетело
2)Сидеть сложа руки
3)Утереть нос
4) Намылить шею
1) Водить за нос
2) Засучить рукава
3) Лезть на стенку
4) Чесать язык
X тур «Автобиография»
Ведущий: Мы с вами добрались до последнего тура. Он называется «Автобиография». Когда человек устраивается на работу, он пишет автобиографию. Вам нужно написать автобиографию от имени знаменитых личностей. А от кого именно покажет жребий. (Капитаны выходят и выбирают карточки.) Время на выполнение – 5 минут.
Знаменитые личности: Баба Яга, Карлсон, Винни Пух, Крокодил Гена, Кот Матроскин, Почтальон Печкин.
Ведущий: Пока команды готовятся, проведем со болельщиками викторину «Знаешь ли ты?»:
1. Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон).
2. Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (Пушкин).
3. Имя подлого труса (Леопольд).
4. Синоним преувеличения. (гипербола).
5. Возраст Тараса Бульбы (60).
6. В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя).
7. Город, в которой родился Пушкин. (Москва).
8. Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух).
9. Образное определение (эпитет).
10. С кем дрался купец Калашников? (с опричником Кирибаевичем).
11. Перечислите бременских музыкантов. (Кот, Петух, Осел, Пес, Трубадур).
12. Кто воспитывал Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньева).
Ведущий: Время, данное для написания автобиографии истекло. Капитанов прошу зачитать автобиографии.
Капитаны отвечают.
Подведение итогов: объявление результатов, награждение победителей, участников конкурсов болельщиков.
Ведущий: Вот и подошел к концу наш турнир. Вы все сегодня славно потрудились и показали себя знатоками русской словесности, а сейчас нам нужно подвести итоги. Посчитав количество баллов, жюри определило победителя. Им становится команда…… (объявляется победитель).
Давайте также подсчитаем личный рейтинг участников. (подсчитываются фишки) Предлагаю вам сыграть в суперигру.
Суперигра. Нужно составить как можно больше слов из слова АНТИПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. Кто составит больше слов, тот и будет ЗНАТОКОМ.
Время на выполнение задания – 5 минут
Проходит подсчет слов и выявляется победитель. Проходит награждение.
Ведущий: Победителем становится….. (проходит награждение)
Ведущий: До новых встреч, друзья!