ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВОГО БЛОКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СПО
Номинация: Лидер образовательных инициатив / Лидер в цифровизации среднего профессионального образования
ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВОГО БЛОКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СПО
Концепция
Проект направлен на модернизацию образовательной программы ГГНТУ им.ак.М.Д.Миллионщикова факультета среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» через внедрение цифрового блока, включающего современные модули, онлайн-курсы
Актуальность проблемы
Современные работодатели ожидают от выпускников среднего профессионального образования (СПО) развитых цифровых компетенций: уверенного владения онлайн-инструментами и цифровыми платформами, умения работать с большими данными и автоматизированными системами. Традиционные методы обучения зачастую не соответствуют этим требованиям, что снижает конкурентоспособность специалистов на рынке труда.
Необходимость интеграции цифровых технологий в образовательный процесс напрямую связана с приоритетами государственной политики.
Национальный уровень.
Проект соответствует задачам, обозначенным Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года (raec.ru), где подчеркивается: ускоренное внедрение цифровых платформ и сквозной цифровизации всех сфер, включая образование; подготовка кадров для цифровой экономики и повышение цифровой грамотности граждан к 2030 году; интеграция в образовательные программы дисциплин, связанных с цифровыми компетенциями и современными технологиями, включая искусственный интеллект.
Проект также способствует выполнению Указа Президента РФ № 309 от 7 мая 2024 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (d-russia.ru), который предусматривает развитие кадрового потенциала для цифровой экономики и расширение цифровой инфраструктуры в образовании.
Региональный уровень.
В Чеченской Республике в рамках Стратегии социально-экономического развития до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства ЧР от 4 марта 2021 года № 62‑р) поставлены задачи: опережающее развитие образования с акцентом на цифровые навыки (пункт 2.1); формирование кадрового потенциала для ИТ-сектора; построение технологически прогрессивного региона через цифровизацию и внедрение современных образовательных технологий.
Основные вызовы, которые решает проект:
- недостаточное развитие цифровой инфраструктуры и фрагментарное использование цифровых технологий в колледжах СПО;
- низкий уровень цифровых компетенций преподавателей и студентов;
- невозможность достижения стратегических целей региона без системной цифровизации образовательной среды.
Цель
Создать современную цифровую образовательную среду для студентов и преподавателей, обеспечивающую подготовку востребованных специалистов в области информационных систем и программирования.
Задачи:
- Внедрение цифрового модуля «Цифровая экономика в информационных системах» в дисциплине «Информационные системы в экономике».
- Обеспечить студентам доступ к онлайн-курсу на платформе Stepik (правообладатель ГГНТУ им. ак. М. Д. Миллионщикова).
- Внедрить электронный курс «Применение ИКТ в педагогической деятельности преподавателей» для повышения цифровых компетенций педагогов.
- Интегрировать цифровые платформы и LMS в учебный процесс для повышения доступности и качества образования.
- Организовать мониторинг эффективности внедрения технологий.
Целевая аудитория
- Студенты СПО специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (1–3 курс).
- Преподаватели СПО, ведущие дисциплины по информационным технологиям и смежным направлениям.
Социальная значимость
Проект способствует развитию кадрового потенциала региона в области ИТ, повышает качество образования и конкурентоспособность выпускников, поддерживает национальные инициативы по цифровизации образования и экономики.
Охват населения и территория влияния
Охват: более 1000 студентов и 40 преподавателей ежегодно.
Территория: Чеченская Республика, г. Грозный (с возможностью тиражирования практики на другие регионы через Stepik).
Этапы реализации проекта:
Внедрение дополнительного цифрового модуля в образовательную программу (2023–2026 гг.)
В рамках проекта «Внедрение цифрового блока и цифровых компетенций в образовательную программу СПО» по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» реализован новый этап цифровизации обучения.
Ключевым результатом стало внедрение дополнительного модуля «Цифровая экономика в информационных системах», интегрированного в дисциплину «Информационные системы в экономике». Наглядно показано на рисунке 1.
Цель этапа:
Сформировать у студентов целостное понимание процессов цифровой трансформации экономики.
Обеспечить практическое освоение современных ИТ-инструментов и цифровых платформ.
Развить компетенции по применению цифровых технологий для решения профессиональных задач в сфере информационных систем.
Этап направлен на формирование новых профессиональных компетенций студентов, соответствующих требованиям цифровой экономики и запросам работодателей (рисунок 2).
Разработка онлайн-курсов, методических материалов и цифрового модуля
Созданы электронные курсы:
«Цифровая экономика в информационных системах» (для студентов, интегрирован в дисциплину «Информационные системы в экономике»). ССЫЛКА НА КУРС
Данный курс предназначен для студентов, осваивающих специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование». Он знакомит обучающихся с фундаментальными принципами функционирования информационных систем и их ключевой ролью в современной экономической деятельности.
Основные задачи курса:
формирование у студентов понимания того, как информационные системы повышают эффективность бизнес-процессов;
освоение методов применения ИТ-решений для управления, анализа данных и поддержки принятия решений;
развитие навыков использования современных инструментов для хранения, обработки и передачи экономической информации;
подготовка студентов к работе с цифровыми технологиями, обеспечивающими конкурентоспособность организаций.
Структура курса:
- 30 тематических уроков;
- 20 тестов для проверки знаний;
- задания для самостоятельной работы;
- практические работы по моделированию и анализу данных;
- контрольные вопросы для закрепления материала.
«Применение ИКТ в педагогической деятельности преподавателей» (для повышения квалификации педагогов). ССЫЛКА НА КУРС
Данный курс разработан для преподавателей, стремящихся эффективно интегрировать современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательный процесс. В условиях стремительного роста информационного потока педагогам необходимо не только владеть базовыми навыками компьютерной грамотности, но и уметь активно использовать цифровые инструменты
в своей профессиональной деятельности.
Основные цели курса:
развитие навыков применения ИКТ для организации современного образовательного процесса;
формирование у педагогов информационно-коммуникационной культуры;
повышение эффективности взаимодействия с учащимися и адаптация учебного процесса к цифровой среде.
Структура курса:
- 27 тематических уроков;
- 25 тестов для проверки знаний;
- вопросы для самоконтроля;
- практические задания, направленные на отработку навыков;
- итоговое тестирование.
Для оценки прогресса каждого участника предусмотрен табель успеваемости курса, позволяющий отслеживать результаты обучения и динамику освоения материала.
Курс направлен на то, чтобы педагоги смогли не только освоить цифровые технологии, но и использовать их для развития у обучающихся навыков работы с информацией, формирования цифровой грамотности и подготовки к вызовам современной образовательной среды.
Интеграция курсов и цифрового модуля в образовательную программу (2023–2026 гг.)
Внесены изменения в программу СПО по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
Определены новые профессиональные компетенции, связанные с цифровой экономикой, использованием ИКТ-инструментов, обработкой данных и управлением цифровыми системами.
Проведение обучения студентов и преподавателей (с 2023 г., ежегодно)
Студенты осваивают цифровые навыки в рамках обновлённых дисциплин.
Преподаватели проходят обучение применению ИКТ и современных методик смешанного обучения.
Инновационные образовательные технологии
В рамках проекта «Внедрение цифрового блока и цифровых компетенций в образовательную программу СПО» для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» были внедрены современные образовательные технологии и подходы:
Дополнительный цифровой модуль «Цифровая экономика в информационных системах» ССЫЛКА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
Включён в дисциплину «Информационные системы в экономике» в образовательной программе СПО.
Цель: формирование у студентов понимания цифровых трансформаций в экономике и навыков работы с ИТ-инструментами в контексте цифровой экономики.
Модуль реализован через электронный курс на платформе Stepik, с эксклюзивными правами ГГНТУ им. акад. М. Д. Миллионщикова.
Электронный курс для развития цифровых компетенций преподавателей «Применение ИКТ в педагогической деятельности преподавателей».
Обеспечивает повышение квалификации в части использования цифровых инструментов (LMS, интерактивные сервисы, онлайн-оценка).
Интерактивные тесты, автоматизированная проверка заданий.
Возможность отслеживания прогресса и персонализированного обучения.
Развитие навыков командной работы и работы с цифровыми инструментами в реальных проектах.
Использование встроенной статистики платформ для корректировки образовательных траекторий студентов.
Эти технологии способствуют формированию цифровых компетенций студентов и преподавателей, а также повышают гибкость и эффективность образовательного процесса.
Результат
Внесены изменения в образовательную программу СПО по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
Определены новые профессиональные компетенции, связанные с цифровой экономикой, использованием ИКТ-инструментов, обработкой данных и управлением цифровыми системами.
Запущен модуль «Цифровая экономика в информационных системах» (онлайн-курс Stepik).
Реализован курс для преподавателей «Применение ИКТ в педагогической деятельности преподавателей».
Повышен уровень цифровых навыков более чем у 300 студентов и 40 педагогов.
Создана устойчивая цифровая образовательная среда в ГГНТУ.
Протоколы внедрения в образовательную программу.
Скриншоты платформы с размещенными курсами.
Перспективы развития
- Тиражирование опыта на другие программы СПО и ВО.
- Расширение числа онлайн-курсов (например, по анализу данных, кибербезопасности).
- Привлечение работодателей для совместной сертификации студентов.
- Подтверждающие документы
- Сертификаты об авторских правах на онлайн-курсы (Stepik).
Контактное лицо: Уматгериева Луиза Рамзановна. Телефон: 89298940283. Email: luizaum-89@mail.ru.и
Оставьте первый отзыв
Другие работы конкурса

-
82
-
18




-
6
-


-
10
-

-
65
-

-
1
-

-
39
-