Герои льда и пурги
Номинация: • Дети и подростки в возрасте 6- 17 лет.
Герои льда и пурги
В маленькой деревне Кобона Кировского района Ленинградской области на территории музея «Кобона: Дорога Жизни» установлен памятник шоферам блокадного Ленинграда. Памятник «Неизвестному водителю» был открыт на живописном берегу Ладоги 8 сентября 2020 года по инициативе доктора геолого-минералогических наук Александра Городницкого и Никиты Благова, директора Музея истории школы Карла Мая. Он посвящён водителям легендарной «Дороги жизни» которые по льду Ладожского озера перевозили грузы для блокадного Ленинграда и эвакуировали горожан.
Авторы проекта памятника воплотили в реальность строки стихотворения - силуэт «полуторки», как бы выезжающий из тетрадного листа, на котором выгравировано стихотворение «Моему Неизвестному водителю», и фигуру мальчика, закутанного в платок поверх шапки, смотрящего сквозь открытую дверь машины туда, «… где старая церковь белела на краешке суши». Памятный знак создали по проекту скульптора, заслуженного художника РФ Александра Таратынова. Инициаторов создания памятника: Городницкого и Благова детьми вывезли на полуторках по льду Ладожского озера в апреле 1942 года.
Маленькая деревня Кобона, расположенная на восточном берегу Ладожского озера, прочно вошла в историю Великой Отечественной войны. Когда стало очевидным, что план молниеносного захвата и уничтожения Ленинграда по технике блицкрига провалился, немецкими военачальниками была предложена блокада. Вместо того чтобы нести неизбежные при штурме человеческие потери, немцы решили заморить город голодом, постоянно поливая его при этом щедрым артиллерийским огнём. Вначале были отрезаны автомобильные и железные дороги. А 8 сентября 1941 года, после взятия Шлиссельбурга, началась история блокадного Ленинграда – одна из самых трагических в Великой Отечественной войне, длившаяся 872 дня.
19 ноября 1941 года, командующий Ленинградским фронтом подписал приказ № 00172 «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро». Приказ предусматривал открытие движения пешеходного и гужевого транспорта по ледовой дороге с 22 ноября, а автомобильного – с 25 ноября. Этот документ положил начало знаменитой Дороге жизни, в боевых сводках обозначавшейся как Военно-автомобильная дорога № 101 (ВАД). Она действовала две зимы и была единственной военно-стратегической линией коммуникации блокадного Ленинграда с Большой Землей.
От устья реки Кобонки в сторону осажденного Ленинграда отправлялись тысячи машин с хлебом, медикаментами, топливом, оружием, боеприпасами. Сюда из осажденного города доставляли полуживых ленинградцев и раненых бойцов Красной Армии. Главным эвакопунктом стал сохранившийся поныне храм Святого Николая Чудотворца. В нем были установлены многоярусные нары, топились буржуйки, варилась похлебка. Здесь выхаживали измученных голодом и холодом людей, оказывали медицинскую помощь всем нуждающимся.
Под огнем врага по льду озера десятки водителей делали по 2-4 рейса в день, не выходя из кабины по 30-40 часов. Однако не все автомобили доходили до пункта назначения: в одни попадали вражеские снаряды, под другими ломался лед. Это сегодня Кобона – популярное место отдыха. Когда любуешься серебряной гладью Ладоги, то даже невозможно себе представить, что на дне озера покоятся целые вереницы грузовиков и другой техники, которым так и не удалось добраться до берега. В любую секунду рискуя жизнью, отвечая головой за ценный груз, голодные, обмороженные, недовольные, но готовые на все лишения водители отчаянно шпарили через трещины во льдах Ладожского озера, сугробы под бомбами на повышенной скорости до 60 км/час, лишь бы преодолеть опасную дорогу. А это не так-то легко. Для этого надо иметь запас физических и моральных данных. Одним из таких шоферов был мой прадедушка Поляков Яков Тимофеевич.
До начала Великой Отечественной Войны мой прадедушка проживал в селе Волково, поселении Слободка Михайловского (с 12.01.1965 г. был переименован в Железногорский) района Курской области, в семье Поляковых. Семья была многодетная - 6 детей: 2 девочки - Анастасия, Мария и 4 мальчика – Степан, Михаил, Яков, Алексей. Яков был по возрасту третьим ребенком. Имел 3 класса образования в местной сельской школе. Семья Поляковых занималась сельским хозяйством, отец и мать трудились в местном колхозе «Красный Октябрь» (в 1950 г. произошло укрупнение колхозов, впоследствии колхоз был переименован в "Путь Ленина"). Яков Тимофеевич так же, как и его родители, по мере взросления стал трудиться в колхозе, где увлекся техникой и работал трактористом на тракторе производства Харьковского Тракторного Завода с железными колесами.
При нападении фашистской Германии на СССР Яков Тимофеевич находился в 20 км от границы в городе Шяуляй на севере Литвы. С боями отходил в составе армии к городу Ленинград. Мой прадедушка принял участие в обороне Ленинграда с самого начала блокады. Его перевели на должность военного водителя. Далее все военное время он занимался грузовыми перевозками на легендарном грузовике ГАЗ-АА, прозванном за свою грузоподъемность «Полуторкой». Легендарный советский грузовик, знакомый каждому мальчишке по фильмам и книгам, стал символом блокадного Ленинграда. Переценить вклад полуторки в приближении Победы невозможно.
Положение Ленинграда продолжало оставаться тяжелым. 12 сентября 1941 года уничтожен Бадаевский продовольственный склад в городе. Ленинград больше не мог сам себя обеспечивать и жил за счет привоза. Запасы сырья были весьма ограничены, топливо на исходе. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 граммов хлеба, все остальные - по 150. 20 ноября и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные. В Ленинграде начался голод. Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады. Самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 года - за один месяц умерло 96751 человек. Хуже всего приходилось детям. Ленинград превратился в свалку из грязи и покойников…
О ситуации в городе было хорошо известно водителям машин, доставлявших десятки тонн различных грузов к берегам Ладоги в ленинградскую блокаду и забиравших оттуда эвакуируемых. Мой прадедушка и сотни таких же шоферов ежеминутно рисковали жизнью, выходя на льды Ладожского озера. В пути водителя постоянно подстерегала опасность уйти под лёд. Поэтому никто не закрывал дверцы машины, невзирая на пронизывающий до костей холод. Яков Тимофеевич ездил на грузовом автомобиле сначала с открытой дверцей, а после дверца со стороны водителя вообще была снята. Так оставался шанс успеть выбраться из тонущей машины. Когда ситуация была особенно опасной (грузовики совершали рейсы и по уже тающему льду), водители всю дорогу ехали на подножке машины. Тридцатикилометровый ледовый участок, таким образом, превращался в серьёзное и длительное испытание. Ведь ехать приходилось на малой скорости.
Однако опасности этим не исчерпывались. Летчики Геринга старались наносить авиаудары по колоннам во время перевозок грузов. Они целились как по самим грузовикам, так и по дороге следования, стремясь разрушить саму трассу. Для защиты от вражеской авиации на Дороге Жизни использовали легендарные установки «Катюша», которые прикрывали движение грузовиков. Этот участок обслуживали десятки тысяч человек. В первую очередь это были водители машин и погонщики конных подвод, механики, которые чинили машины, регулировщики, которые показывали безопасные маршруты. Из-за погодных условий и бомбардировок дорога за зиму несколько раз менялась. Только за первую зиму маршруты полностью передвигались 4 раза. Были еще и люди, обеспечивающие проходимость дороги, а ремонт производился постоянно. Водолазы укрепляли дорогу под водой, а сверху укладывали специальные настилы. Были построены медицинские центры, по пути следования располагались склады и базы, мастерские и пункты питания. По дороге была проложена телефонная и телеграфная связь.
Первая автомобильная «навигация» закрылась только в середине весны, 21 апреля 1942-го года — к этому моменту лед, в разгар зимы достигший метровой толщины, начал таять. Почти на протяжении всего пути машины следовали по воде. У самого берега их груз иногда приходилось переносить на руках - подъехать к берегам вплотную толщина льда уже не позволяла. Однако до тех пор, пока оставался шанс доставить в город продовольствие - движение продолжалось. Короткие минуты отдыха ждали водителей только тогда, когда машины в очередной раз загружались.
Всего за самую страшную блокадную зиму 1941-1942 годов работавшие на Дороге жизни водители доставили в Ленинград 361 тыс. т грузов, в том числе 262 тыс. т продовольствия, и вывезли полмиллиона людей – в основном женщин и детей. Спасенных ленинградцев увозили по ледяной Дороге жизни до последнего момента, когда уже машины ехали по оси в воде, а некоторые из них проваливались под лёд, и тонули вместе с людьми, кто был в кузове, потому что из-за истощения они не могли сами себе помочь, и даже не могли кричать, поэтому уходили под воду молча. И только некоторых из них, рискуя собственными жизнями успевали, как кукол, выкинуть из тонущих машин водители, которые ездили без дверей, именно на подобные случаи, чтобы успеть выпрыгнуть, а также красноармейцы, защищавшие Дорогу жизни.
Благодаря героическим усилиям строителей Дороги жизни, водителей, а также ее обслуживающего персонала с 25 декабря в городе норма хлеба по рабочей карточке была увеличена на 100 г, по карточкам служащих иждивенцев и детей — на 75 г. Для некоторых ленинградцев это стало спасением. Дорога жизни продолжала работу до марта 1943 года, всего на ней работали больше 20 тыс. человек. Сколько из них отдали свои жизни, чтобы мог жить Ленинград, точно не известно до сих пор.
Все работники дороги были награждены орденами и медалями, в том числе и мой прадедушка Яков Тимофеевич. Многое надо было пережить, прежде чем получить медаль. Хотя информация о конкретных водителях редко сохраняется, их вклад в Победу был несомненно важен. Водители, регулировщики и все, работающие на льду, - это народ особенный, особо выносливый, особо подготовленный, это герои льда и пурги. Не всякому дано быть таким.