"Заброшенное" искусство
Номинация: Лучший медиатекст
«Заброшенное» искусство
Потускневшие от времени кирпичи, пустые глазницы окон, изъеденные ржавчиной металлические ограждения и обрывки строительной сетки – мрачной стеной нависает над Обводным каналом заброшенный завод «Красный треугольник». За свою более чем 100-летнюю историю он сменил множество владельцев, а вместе с ними не меньшее количество направлений производства. В разные годы с его конвейеров сходили галоши, шины, игрушки, непромокаемые ткани, костюмы для химической защиты и прочие изделия из резины. Благодаря высокому качеству продукции оригинальное название было на слуху у всей Европы. Впрочем, вряд ли кто-то из владельцев предполагал, что когда-нибудь оно будет хорошо известно и среди поклонников петербургского андеграунда. Прошло более 20 лет с тех пор, как предприятие навсегда прекратило свою работу, но, несмотря на это, оно все еще обитаемо. Памятник промышленной архитектуры, словно магнит, притягивает деятелей искусства: музыкантов, художников, кинематографистов – и каждый находит в нем вдохновение для своего творчества. Какое же оно, «заброшенное» искусство?
В начале 2000-х годов обанкротившийся завод привлек многих творческих личностей. Ворота целого промышленного города с пустующими цеховыми помещениями, удобными для обустройства различных студий, стали открыты для всех желающих. Из 80 корпусов лишь немногие оказались не в аварийном состоянии, и в скором времени они были сданы в аренду. На территории бывшего завода появились сразу несколько категорий объединений: ремесленные, художественные, дизайнерские, музыкальные и спортивные. Сегодня каждое из них с уверенностью можно назвать частью новейшей истории «Красного треугольника». Однако начиналось все именно с музыки.
Петербургские музыканты говорят: «Если постоянно репетировать, то рано или поздно попадешь на «Красный треугольник»». Действительно, многие из тех, кто только начинает свой путь в музыке, любят собираться именно там. С 2011 по 2018 год несколько помещений завода занимал клуб «Байконур», который сами создатели называли «стартовой площадкой для талантливых музыкантов». Желающим пробиться на большую сцену предоставлялись широкие возможности: десятки репетиционных точек и студий, в том числе звукозаписывающих. Для тех же, кто хотел просто насладиться хорошей музыкой, периодически устраивались тусовки и небольшие концерты. На сцене «Байконура» выступали как новички, так и уже довольно известные исполнители. Среди них гитарист-виртуоз Сергей Табачников, группа «Бригадный подряд» и даже некоторые зарубежные коллективы. Впрочем, не обходили «Красный треугольник» стороной и настоящие звезды мира рока – участники групп «Ленинград», «ПилОт» и «Сплин».
Может похвастаться «Красный треугольник» и несколькими «ролями» в кино. Уникальная атмосфера и по-настоящему впечатляющий масштаб обеспечили ему пристальное внимание со стороны многих российских режиссеров. В качестве локации для съемки своих проектов завод выбирали Александр Касаткин («БлокАда»), Константин Лопушанский («Гадкие лебеди»), Александр Богуславский («Эбигейл») и Евгений Звездаков («Одержимый»). Пожалуй, наиболее устрашающее преображение «Красного треугольника» произошло во время съемок фильма «Сталинград» Федора Бондарчука. На стенах промышленного города появились фашистские флаги и надписи на немецком, а его улицы заполонили свыше 800 человек массовки – старики, женщины и дети, которых по сюжету угоняли в Германию прямо с главной проходной завода. На протяжении некоторого времени после того, как материал был отснят, поклонники индустриального туризма находили на территории предприятия брошенные декорации: огромные красные звезды, заграждения из кольев и колючей проволоки, плакаты времен Великой Отечественной войны и даже деревянные постройки.
Сегодня многие помещения «Красного треугольника» арендуют частные галереи, выставляющие картины и скульптуры современных авторов. Художники и архитекторы не только делятся своим творчеством, но и проявляют активную гражданскую позицию. Так, в 2021 году в одном из заброшенных корпусов прошла подпольная выставка «Руины Петербурга». На изувеченных временем и мародерами стенах были вывешены фотографии разрушающихся объектов культурного наследия Санкт-Петербурга. Таким образом организаторы мероприятия хотели привлечь внимание общественности к проблеме отсутствия программ реставрации.
«Выставочный зал» был выбран не случайно – много лет власти не могут определить судьбу «Красного треугольника», находящегося в плачевном состоянии. Конечно, периодически возникают проекты, предполагающие создание на территории завода арт-площадки или пространства для культурного отдыха, но ни один из них не получает должного развития. А пока внешне «Красный треугольник» замер в ожидании перемен, в его стенах продолжается жизнь: яркая, насыщенная, интересная. И она нисколько не портит атмосферу места, а, наоборот, дополняет его и делает действительно уникальным, ведь, по словам организаторов «Руин Петербурга», это «такое искусство, которое возникает там, где город дает трещину».