Общественный транспорт — круто
Номинация: Лучший медиатекст
Общественный транспорт — круто
Всё чаще заглядываешься на рекламу автошкол в автобусе во время утренних пробок? Не спеши выбирать себе машину. Рассказываем, как работает общественный транспорт и почему это не просто замена авто для тех, кто его пока не купил. С нас — факты, с тебя — мнение.
Парадоксы автомобиля
На первый взгляд, лучший городской транспорт — личный автомобиль. Мы любим его потому, что в нём нет давки, его не нужно долго ждать, можно добраться от двери А до двери Б. Но в условиях ограниченного пространства города машина — не всегда лучшее решение. Это доказывают несколько математических парадоксов.
Первый — парадокс Даунса — Томпсона. Он гласит: чем быстрее движется общественный транспорт на выделенных полосах — тем быстрее едут личные автомобили.
Это объясняется низкой вместимостью машин. В личном автомобиле пять мест, которые редко используются полностью. Обычный автобус занимает место трёх–четырёх машин, а перевозит 90 человек.
Если пользователи общественного транспорта пересаживаются на машины, то доход транспортных операторов снижается. Для экономии операторы увеличивают интервалы: выпускают на маршруты меньше транспорта — а мы дольше его ждём. Тогда ещё больше пассажиров общественного транспорта пересаживается в автомобили. Машин становится так много, что улицы не могут их вместить. Так образуются пробки. То есть, чем хуже работает общественный транспорт — тем медленнее все люди движутся на дороге.
Эту мысль развивает парадокс Пигу — Найта — Даунса. Если в городе с общественным транспортом активно расширять старые дороги и строить новые, то это лишь усугубит дорожную ситуацию. Широкие дороги быстро заполняются машинами с прочих улиц.
Следом идёт постулат Льюиса — Могриджа: чем больше мы строим дорог — тем больше образуется транспорта, который их заполняет.
Эти утверждения доказывает пример Лос-Анджелеса. Хотя в городе большое количество широкополосных шоссе, проблема пробок не решена. Общественный транспорт Лос-Анджелеса обслуживает 253 млн пассажиров в год при населении в 3,8 млн человек. В то же время в Санкт-Петербурге более развитый городской транспорт перевозит 1 138 млн пассажиров в год. В городе живут 5,6 млн человек.
Подытожим: расширение дорог в ограниченном пространстве города не решает чисто математическую проблему пробок. А машина — не лучший городской транспорт.
Что, если не автомобиль?
Метрополитен — мечта жителя каждого города. Подземка сочетает в себе быстроту передвижения, короткое время ожидания и надёжность. Но это дорогое удовольствие, эффективное только в мегаполисах.
Строительство 1 км линии метро глубокого заложения стоит 7 млрд рублей. На эти деньги можно построить около 48 км трамвайных путей в Екатеринбурге. Ещё дороже обслуживание метро — поэтому подземка подходит лишь большим и богатым городам.
Но преимущества метрополитена можно перенять. Более гибким городской транспорт делает маршрутная сеть, построенная по принципу «одна улица — один маршрут». Если маршрутов, которые дублируют друг друга, меньше, то ими удобнее управлять. На более загруженных выпускают больше транспорта. Он не будет конфликтовать с другими маршрутами, а время ожидания сократится. Как в метро.
Ещё одна составляющая комфортного общественного транспорта — удобные пересадки. Они быстрые, если остановки соседних маршрутов рядом. В Москве пересадка на любой вид городского транспорта бесплатная — как в метро.
Общественный транспорт бывает быстрым. Выделенная полоса позволяет автобусу и троллейбусу не зависеть от пробок. Как и метро. Такие полосы ещё и помогают экстренным службам быстрее передвигаться.
В последние годы появляются системы метробуса. Это автобусные маршруты с выделенными полосами посередине дороги и большой дистанцией между остановками. Метробус — быстрый и относительно дешёвый способ разгрузить улицы от пробок. Такие системы есть в Стамбуле, Белгороде и других городах.
Троллейбус отличается от электробуса тем, что работает «от розетки». Ему не нужно заряжаться и менять батарею. Современные троллейбусы оборудованы системой автономного хода. Они могут проехать с опущенными «рогами» несколько километров, но пользуются всеми преимуществами постоянного контакта с сетью.
Трамвай выгодно выделяется тем, что на загруженные маршруты вместо одного вагона можно выпустить сцепку из двух. Такой «поезд» не теряет в манёвренности и избавляет город от километров пробок. Кроме того, трамвай почти всегда движется по обособленному пути и поэтому независим от городского трафика.
А как у нас?
Ижевск занимает девятое место среди российского общественного транспорта — на четыре позиции ниже, чем по итогам 2022 года. Город покинул топ-5 из-за сбоев в «комплексе общественного транспорта». Удержаться в первой десятке помогло «значительное расширение системы выделенных полос», отмечают авторы рейтинга. Меньше всего баллов Ижевск набирает по шкале «Устойчивое развитие и безопасность»: 46 из 100 от «идеальных».
Проблем много. Городу не хватает обновления автобусов, троллейбусов и трамваев. Высокие полы затрудняют использование транспорта для маломобильных пассажиров. Впрочем, в этом году ожидается поставка 19 низкопольных троллейбусов. Поживём — увидим. Недостаёт и водителей: отчасти из-за этого транспорта на маршрутах мало.
Отслеживать транспорт на онлайн-картах удобно, но вне часов пик он становится непредсказуемым, когда внезапно объявляет поездку «в парк». Не хватает выделенных полос, из-за чего проигрывает весь город. В то же время Ижевск, в отличие от многих городов, сохранил хорошую трамвайную и троллейбусную системы и постепенно развивает автобусные маршруты.
Договор исполнен. Мы разложили все карты и рассказали, как работает транспорт с математических позиций. Выводы — за тобой.