Книги на полке
Номинация: Проза для детей
Проза
для детей. Автор Марина Савенкова Ижевск.
Книги
на полке
В
школе тихо и спокойно. Каникулы начались
неделю назад. Иногда кто-то из ребят
забегал в школу – забрать из раздевалки
забытую спортивную форму, сдать учебник,
взять на лето цветок из класса.
Будущий
третьеклассник Миша пришёл, чтобы сдать
в библиотеку книги, которые с зимы так
и не прочитал.
–
Заходи,
заходи, здравствуй! – приветствовала
его библиотекарь Мария Николаевна.
–
Здравствуйте!
– выдохнул Мишка, покраснел и, отчего-то
вздыхая, стал выкладывать из сумки на
стол книжки.
–
Ну
как? Все прочитал? – поинтересовалась
Мария Николаевна.
–
Почти…
– еле слышно ответил Мишка.
–
По
чтению наверно пятёрка? – продолжала
с улыбкой расспрашивать библиотекарь.
–
Почти
– прошептал мальчик, уткнувшись взглядом
в кроссовки.
–
Ну,
вот, отметила, что сдал все. А давай-ка
ты мне поможешь. Мне надо к завучу сходить
ненадолго. Побудь здесь немножко, книжки
свои на полки пока расставь: сказки к
сказкам, рассказы к рассказам. – Не
успел Мишка ответить, как Мария Николаевна
вышла.
–
Доверяет!
– пискнул кто-то, – Не побоялась оставить
тебя здесь одного с таким богатством.
Мишка
он неожиданности плюхнулся на стоявший
рядом стул.
–
Кто
здесь? – хриплым голосом спросил он.
–
Как
это кто! – возмутился голос, – Школьное
богатство – я! А ты возьми книжки, которые
надо расставить по местам, и подойди к
стеллажам.
Мишка
осторожно взял книжки со стола и, пугливо
озираясь по сторонам, подошёл к книжным
полкам.
И
вдруг из одной книжки высунулся длинный
нос и ткнул Мишку в плечо. «Где-то я такой
видел» – только и успел подумать
мальчишка. Тут же из книжки на ближайшей
полке, появилась чья-то мохнатая
коричневая лапа и тоже попыталась
дотянуться до мальчика. И тут началось!..
Послышались голоса, непонятные звуки.
Книжки приоткрывались одна за другой.
Из них выглядывали лица и морды книжных
героев. Некоторые улыбались и протягивали
Мишке что-нибудь приятное: листик,
цветок, конфету. Другие хмурились,
грозили Мише кулаками и лапами. Книжные
герои пытались сказать, спросить,
объяснить, кто-то аплодировал, кто-то
сердито ворчал на мальчишку. Стояли шум
и гам!.. Книжки в его руках тоже приоткрылись
и зазвучали разнообразными звуками.
Мишка попятился и уронил их на стол.
–
Всё
ещё не понимаешь? – громко спросил тот
же голос, с которого и началось это
светопреставление.
–
Нннееет,
не понимаю… – прошептал Мишка.
–
Тихо!
– скомандовал голос.
В
библиотеке воцарилась полная тишина.
А на ближайшей полке зазвонил колокольчик.
Миша посмотрел туда, а там… – там сидело
маленькое существо, похожее на домовёнка.
Его волосы были заплетены во много
косичек, на концах которых вместо
бантиков были крошечные серебряные
колокольчики.
–
Ты
кто? – удивлённо спросил Миша уже без
страха.
–
Я
– Домшколёнок! – гордо ответил тот, –
Вот у тебя дома живёт Домовёнок?
–
Нннеее
знаааю, наверно… – неуверенно сказал
мальчик.
–
Живёт-живёт,
не сомневайся! Домовые есть во всех
домах. А в школах живём мы – Домшколята!
Должен же кто-то смотреть за порядком.
Вот ты нарушил одно из правил. Тот, кто
взял в библиотеке книгу, не прочитал и
сдал – с той же минуты, куда бы он не
пришёл: в книжный магазин, киоск, другую
библиотеку, будет слышать и видеть то,
что ты сейчас видишь здесь. А ты принёс
вообще целую стопку книг!
–
А
если я прочитал хотя бы одну? – спросил
Миша.
–
Ну,
тогда другое дело.
–
Значит,
если я прочту все, перестану слышать? –
пытался разобраться в сложившейся
ситуации Миша.
–
А
ты попробуй! – коротко ответил Домшколёнок.
–
Не
прочитает! Не прочитает! – раздался из
книжки в руках у Миши звонкий голосок,
а потом показался всё тот же длинный
нос и опять ткнул его в плечо. – Книжку
обо мне он брал уже во второй раз, но
снова сдал, так и не прочитав.
–
Привет,
Буратино! – улыбнулся Домшколёнок. –
давай-ка не будем забегать вперёд! Мне
кажется, что этот мальчик всё-таки
способен читать хорошие книги. Мишка
молчал. Ему верилось и не верилось в
происходящее. Но вот же – Домшколёнок
сидит на полке, весело болтая мохнатыми
ножками! И нос Буратино – теперь Мишка
его узнал – продолжает колоть плечо…
Мальчик
представил, что если не прочитает эти
сданные им в библиотеку книжки, то до
самой старости, везде, всюду, где имеется
хоть небольшая библиотека – услышит
подобное ворчание, увидит грозящие
пальчики, кулачки и лапы, получит тумаки
и пинки…
–
Ну,
уж нет! – подумал Миша и громко, уверенно
объявил, – Я прочитаю! Я обещаю! Скажи,
а почему некоторые герои из книжек мне
улыбались и пытались даже вручить
подарки?
–
Это
те герои, книжки о которых были тобой
прочитаны. Им не за что на тебя сердиться.
В
этот момент дверь в библиотеку открылась
и вошла Мария Николаевна.
–
Миша,
– спросила она, – ты чего так и стоишь
в обнимку с книжками, нужные полки не
нашёл, или расстаться не можешь?
–
Нашёл,
– ответил мальчик и оглянулся на полку,
где сидел Домшколёнок. Но там уже никого
не было.
–
Мария
Николаевна, а можно я эти книжки возьму
на лето? Так захотелось прочитать их
ещё раз!
–
Ну,
конечно можно, раз понравились. Сдашь
в новом учебном году.
–
Спасибо!
– обрадовался Миша, – Я аккуратно!
Библиотекарь
сделала в Мишиной карточке нужные
записи, потом пожелала ему отличных
каникул. Попрощавшись, Мишка в обнимку
с книжками помчался домой. Дома он сел
на кухне, где не было ни одной книги,
кроме поваренной, и начал читать сказку
про Буратино.
Остальные
библиотечные книжки "проглотил"
за неделю.
«Почему
же я раньше не хотел читать? – удивлялся
сам себе Миша. – Это же так интересно!»
Всё
лето, куда бы мальчик, ни ездил: в деревню
к бабушке, на семейную дачу, он брал с
собой книги из домашней библиотеки и
читал. Читал уже не потому, что боялся
услышать голоса из книг. Просто ему это
занятие очень понравилось.
С
тех самых пор голосов он не слышал больше
никогда. А вот с Домшколёнком, нет-нет,
да и встречается в школьной библиотеке,
куда Миша часто приходит за новыми
книжками. Тот приветливо машет ему с
какой-нибудь книжной полки и улыбается.