Поколение памяти. Я все помню...
Номинация: Лучший видеопроект
Паспорт проекта
«Поколение памяти. Я все помню…»
О необходимости знания истории своего государства, равно как и своей малой Родины, говорить не приходится. Без этого нет будущего. Ни у нас, ни у наших потомков. Страницы истории, связанные с Великой отечественной войной – важнейшая веха, затронувшая каждую нашу семью. От того, как мы сможем донести историческую правду о событиях Великой отечественной войны молодому поколению, зависит их будущее и будущее страны. Это не просто красивые слова, в свете происходящих событий — это уже реальность. У кого-то близкие и сейчас, либо на линии фронта, либо рядом с ней. И вновь испытывают на себе ужасы войны. Поисковые отряды каждую вахту поднимают десятки солдат, погибших на нашей земле, защищая Родину. Про подвиги и военные действия в нашем районе, районе Демянского котла, собрано огромное множество материалов. А как же гражданское население? А дети, которые оказались внутри этого котла?
Отдельной трагической страницей истории в годы войны стала бомбардировка эшелона с ленинградскими детьми, отправленными в оккупацию, на станции Лычково 18 июля 1941 года. Эта трагедия стала объектом исследования в одном из наших исследовательских проектов. Именно тогда мы создали страницу сообщества «Дети и война | Мы помним о вас, Ленинградские дети!» (https://vk.com/public204765692) в ВК, и начали публиковать там все материалы по проекту, включая воспоминания очевидцев трагедии.
Что касается жизни лычковцев в годы войны, информации по этой теме в нашем селе практически нет. Лычковский район находился в оккупации, само Лычково стерто с лица земли, так как стало линией фронта почти на два года. Работники библиотеки в свое время занимались сбором воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны. Изданные по Демянскому району книги в основном о ветеранах и подвигах партизан и военнослужащих. По гражданскому населению данных нет. В музее села нам также не смогли помочь. Остались воспоминания, хранимые и передаваемые в семьях от поколения к поколению, и все. И эти воспоминания тают и забываются, потому что не являются лично пережитыми. История уходит, буквально просачивается сквозь пальцы с каждым ушедшим от нас свидетелем тех роковых событий. Уходит и уносит с собой историю последнее поколение уникальной памяти. Этого нельзя допускать, и кто, как не мы, можем сделать возможное для ее сохранения. И именно этому уникальному поколению мы посвящаем свои проекты.
Мы имеем опыт работы с историческими фактами на основе свидетельств очевидцев и архивных данных. Поэтому поставили целью своего проекта не просто собрать и сохранить воспоминания тех, кто жил в это нелегкое время, но и сопоставить их с фактами, найденными в исторических и архивных источниках. Актуальность нашего проекта подтвердилась результатами опросов и анкетирования среди молодежи Лычково, которые мы провели. Подавляющее большинство хотело бы узнать об истории своей малой родины больше.
Цель видеопроекта – создание и трансляция достоверной картины жизни гражданского населения во время оккупации фашистскими захватчиками через публикацию видеовоспоминаний очевидцев.
Задачи, решаемые во время работы над проектом:
- мониторинг имеющихся разработок и материалов о жизни гражданского населения во время оккупации в Лычковском районе Ленинградской области (сейчас Новгородской);
- запрос и анализ сведений из администрации о местных жителях пожилого возраста;
- сбор видео и аудио воспоминаний свидетелей военного времени, проживающих на территории Лычковского района (на 1941 год);
- поиск и анализ архивных и исторических документов в соответствии с содержанием каждого воспоминания очевидцев;
- обработка и публикация видео и аудио материалов в сообществе «Дети войны | Мы помним о вас, ленинградские дети»;
- обработка воспоминаний в текстовый формат;
- подготовка и публикация книги воспоминаний «80+. Успеть. Помнить. Сохранить»
- использование материалов в просветительских мероприятиях для обучающихся Лычковской средней школы, в социальных сетях для ознакомления с ними местных жителей и всех заинтересованных.
- привлечение авторов воспоминаний к мероприятиям, посвященным геноциду гражданского населения и другим патриотическим акциям; поздравления с днем рождения и другими праздниками.
Работа над проектом.
Этап планирования. Вся территория Лычковского района была оккупирована немцами. Всем нашим респондентам больше 80 лет, и мы допускали наличие неточностей и пробелов в их воспоминаниях. Недостоверность – одна из проблем, которая могла возникнуть в ходе работы. Другая проблема – многие разрушенные населенные пункты не восстанавливались, и их уже нет на картах, да и много территориальных изменений произошло за это время, с изменением названий и границ. Третья - пожилые люди, с которыми мы общались, не все уроженцы нашего села, часть из них приехала в Лычково после войны; география проекта стала намного шире, чем мы думали.
Для достижения цели проекта нам было не обойтись без архивных документов. Самая большая и доступная база их, по нашему опыту, на сайте «безсрокадавности.рф». Кроме этих источников, мы использовали проверенные сведения из исторических сборников, альманахов и статей. Просмотрели множество видеоматериалов из официальных источников и в социальных сетях, личных воспоминаний. Проконсультировались с работниками музея села, поисковиками. На этом этапе работали всей командой: составили план, определили зоны ответственности каждого члена команды, исходя из занятости, интересов и необходимости прокачать новые навыки. Каждый проект – это возможность развиваться, от получения новых знаний до освоения нового вида деятельности.
Этап сбора воспоминаний. Для сбора воспоминаний наших земляков использовали видеосъемку, в отдельных случаях аудиозапись. Когда не позволяли условия, или нашим собеседникам было не комфортно. Разделили список по адресам, и начали объезд. В день могли взять до 3 интервью, не больше. Длились они от получаса до полутора часов. Параллельно фотографировали предоставленные нам документы, фотографии из семейных архивов. Брали согласие на публикацию и использование персональных данных. Кроме воспоминаний о войне, много узнали о послевоенной жизни села, как оно восстанавливалось и развивалось. И это не менее ценные сведения для истории, которыми мы обязательно воспользуемся для создания стендов в школьном музее.
Что удивило в первую очередь? Практически всех заставали за работой. Хлопотали по дому, высаживали рассаду, кто–то убирал снег; а некоторые до сих пор держат хозяйство. А Нина Николаевна в свои 88 лет сама перекладывала печь. Что за сила так укрепила их, перенесших голод и холод? Затем мы поражались, насколько отчетливо они все помнят события из своего детства. Вплоть до названий в других регионах, имен тех, с кем ненадолго в оккупации или эвакуации свела их судьба. А еще они все открыты для общения, приветливы и с пониманием относились к нашей просьбе рассказать о своем детстве. Все понимают важность их рассказов и поддержали нас в желании их сохранить. Этот этап реализовывали все, в зависимости от свободного времени. Но съемкой занимались Смирнов Даниил и Дмитриева Мария; Лозинская София задавала вопросы, записывала параллельно аудио и фотографировала документы. Ей нравится общение, поэтому она общалась с ветеранами, отвечала за гостинцы для них и контролировала процесс съемки. Незаряженный вовремя фотоаппарат или заполненная память, - в силу своей педантичности и аккуратности, отслеживала она.
Этап обработки и анализа воспоминаний. Этот этап самый интересный, но и самый затратный по времени. Мы не стали использовать в редактировании видео специальных эффектов, нашей целью было сохранить атмосферу быта респондентов, и сделать акцент на содержательную часть интервью, а именно на воспоминания в годы войны и послевоенное время; об истории восстановления Лычково. Если обработка видео занимала не так много времени, и у нас уже есть опыт такой работы, то поиск архивных и исторических справок в соответствии с воспоминаниями занял больше всего времени работы над проектом. Иногда названия лагерей, мест эвакуации или лагерей, указанных нашими собеседниками, приходилось искать помногу часов. Сведения о них и происходивших там событиях практически не сохранились. Как с Сусь Валентином Васильевичем, который говорил о Симанске и сгоревшей деревне Шишлово Псковской области, куда был угнан со своей семьей. Симанска нет на карте, о Симанске нет ни одного упоминания в архивных документах, и в интернете. Пришлось связываться с представителями администрации Карамышевского района. Те перенаправили нас в Быстрицино, где и находилась до войны усадьба Симанских, в которой останавливались каратели. По факту сожжения деревни Шишлово мы нашли единственное упоминание на сайте «безсрокадавности.ру», три маленькие строчки. Представители Быстрицино также подтвердили этот факт и обещали выслать нам материалы. Примерно такая же история была с лагерем Доденгофен, куда угнали Цыганка Николая Васильевича. Тем более важной казалась для нас наша работа. Ведь мы нашли еще одного ценного свидетеля из того далекого страшного времени. Разумеется, нам было важно узнать о том, что происходило в Лычково в то время. И были удивлены тому, сколько угнанных в Германию указано в Докладной записке Лычковского райкома ВКП(б) в Ленинградский обком ВКП(б) о положении в районе после освобождения от немецко-фашистской оккупации. По нашим данным их было гораздо меньше, и практически все из Лычково были эвакуированы. Насколько ценным и живым становится воспоминание о том, что детей собирались сжечь живьем, но они спаслись чудом, когда читаешь архивные справки и материалы Новгородского суда о сожженных деревнях.
Когда читаешь архивный документ о каком-либо событии, ты понимаешь, что за ним стоят конкретные события и люди. Когда же ты слышишь живое подтверждение всего, о чем прочитал – это совсем другое. Ты как будто прикасаешься к самой истории, истории не только личной, но и всей страны. И начинаешь осознавать меру ответственности, которую на себя взял. На этом этапе Софья предпочла разбирать аудиозаписи, редактировать видео и фото. Даниил и Мария углубились в поиск подтверждающих документов. Искали населенные пункты, или конкретно исторические факты. Иногда не находили, но могли сравнить воспоминания с аналогичными, произошедшими в других местах. Пообщались с находящимся на лечении после ранения на Украине, добровольцем с нашего села. Он много лет занимался поиском в наших краях, знает историю, и смог поделиться нужной нам информацией. Подтвердил, что мирным жителям сейчас на Украине также трудно, как и в годы Великой Отечественной. Тот же голод, холод, потеря близких и родных стен.
Этап публикации воспоминаний. В нашем списке потенциальных авторов воспоминаний было изначально 39 человек, не со всеми была возможность пообщаться, в силу их состояния здоровья или переезда. Но 30 нелегких судеб дали нам материал, который нашел отклик не только в наших душах, но и у тех, кто знакомился с воспоминаниями после публикации в сообществе «Дети войны | Мы помним о вас, ленинградские дети». Мы старались публиковать воспоминания, сопровождая их ссылками на архивные или исторические материалы, чтобы те, кто знакомился с ними, могли узнать дополнительную информацию. В сообщениях начали присылать дополнительные материалы.
Кроме видео публикаций в сообществе, начали работу над изданием книги воспоминаний, готов макет и основная часть текста. В нее войдут сами воспоминания и фотографии, предоставленные нам во время съемок. Воспользуемся возможностью издать книгу с проектом «Всероссийская школьная летопись». Редактировали видео по очереди. Созданием ролика занялся Даниил, девочки начали готовить материалы для книги. Набирали тексты, редактировали фотографии и заполняли ими макет книги. Важно было соотнести наши источники с архивными материалами и сохранить ссылки.
Все ссылки в презентации проекта в виде QR – кодов в приложенном к проекту ролике, это удобно. На любом месте его можно остановить и посмотреть то, что заинтересовало.
Анализируя свою работу, можем утверждать, что решили практически все поставленные задачи. Просмотр подготовленных нами видеоматериалов для обучающихся уже используется. Количество просмотров некоторых воспоминаний доходит до тысячи. Были проведены мероприятия с главными героями (https://vk.com/wall-174804793_...). Разумеется, мы возьмем на себя вопрос, чтобы они не были забыты. Мы приобрели новый опыт в работе со свидетельствами, когда поиск информации требовал личного общения с представителями других регионов. Расширена тематика наших поисков, и их география.
Работа над проектом дала возможность создать достоверную и полную картину геноцида гражданского населения во время войны, ведь мы не только читали архивные документы и находили подтверждения словам пожилых людей, мы видели и смогли передать другим их живые эмоции, отражение пережитых невзгод и лихолетья. Бремя жизни рядом с оккупантами, риск быть сожженным или расстрелянным, не менее трагичная голодная жизнь на чужбине в эвакуации, угон в рабство…. Это и есть геноцид. Тем самым мы достигли цели проекта и смогли создать, и начали транслировать достоверную картину жизни гражданского населения во время оккупации фашистскими захватчиками через личные воспоминания поколения памяти.
В проекте «Поколение памяти. Я все помню…» собраны воспоминания всех живущих поныне в Лычково «детей войны». По возможности, к каждому подобраны исторические справки и подтверждения. В результате работы над этим проектом в школьном музее появились новые экспонаты из личных коллекций, подаренные пожилыми людьми. Информация об истории Лычкова будет использована в музее и на иммерсивной экскурсии, которую мы хотим создать.
Проект, основанный на реальных воспоминаниях живущих рядом пожилых людей, несет более эмоциональную окраску; он позволяет детям «прикоснуться» к истории, впитать в себя и бережно нести по жизни память, переданную им через личные архивы и воспоминания. Только работая в этом направлении, воочию наблюдаешь, как меняется мировоззрение обучающихся, их отношение к пожилым людям. Как учатся слышать и слушать, анализировать и ценить каждую крупицу памяти. Старшее поколение при встречах не только передает свои воспоминания, оно учит жизни своей стойкостью, силой духа и открытостью. Чтобы проект остался «живым» и востребованным на многие годы, он должен решать те задачи, которые востребованы сейчас обществом и отвечать современным требованиям. Мы считаем, что наш проект будет способствовать повышению уровня патриотизма у подростков и молодежи, воспитанию активной жизненной позиции, и даст новые знания.
Каждый наш проект сопровождается практической составляющей. Это и уход за памятниками, вахты памяти, организация просветительских мероприятий; встречи с пожилыми людьми и героями СВО; сотрудничество со школами из других регионов. Одной из традиций по инициативе ребят стало поздравление всех с праздниками, днями рождений, и посещение тех, кто находится в приюте, чтобы просто пообщаться с ними.
Наши источники:
- Докладная записка Лычковского райкома ВКП(б) в Ленинградской обком ВКП(б) о положении в районе после освобождения от немецко-фашистской оккупации. https://victims.rusarchives.ru/dokladnaya-zapiska-lychkovskogo-raykoma-vkpb-v-leningradskoy-obkom-vkpb-o-polozhenii-v-rayone-posle
- Без срока давности: преступления нацистов и их пособников против мирного населения на временно оккупированной территории СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945гг. https://rusarchives.ru/sites/default/files/victims-federal-book-1.pdf, с. 297
- Количественные сведения о жертвах и нанесенном ущербе населению по районам Брестской области немецко-фашистскими захватчиками в период 1941-1944 гг. https://victims.rusarchives.ru/kolichestvennye-svedeniya-o-zhertvakh-i-nanesennom-uscherbe-naseleniyu-po-rayonam-brestskoy-oblasti
- Заявление жительницы д. Замошка Лычковского района М.Г. Зуевой в комиссию по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков о преступлениях, совершенных немецкими оккупантами на территории Лычковского района. 17 декабря 1944 г.ГАНО. Ф. Р-1793. Оп. 1. Д. 18. Л. 113 – 113об. http://expo.novarchiv.org/expo/2020/03/chapter1
- Л.К. Синегрибов ПРОСТИТЕ НАС... Покаяние со страниц газеты «Судьба» – Улан-Удэ: Издательство ПАО «Республиканская типография». – 2018. 352с.:http://gazetasudba.ru/wpconten... С.104
- Обвинительное заключение по делу о злодеяниях немецко-фашистских оккупантов на территории Ленинградской и Калининской областей, а также отдельных районов Белорусской ССР и Латвийской ССР 25–28 ноября 1947 г. Центральный архив ФСБ России Ф. К-72. Оп. 1. Пор. 27. Л. 201–246. https://victims.rusarchives.ru/obvinitelnoe-zaklyuchenie-po-delu-o-zlodeyaniyakh-nemecko-fashistskikh-okkupantov-na-territorii, с. 41
- ГОЛЫШЕВ А.И. Летопись сожженных деревень Псковщины. https://museumpskov.ru/uploads/library/sx3i61LInv.pdf
- Методические рекомендации по работе с различными видами источников исторической памяти о трагедии мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны / Лобанов И.А., Минаков А.С., Непряхин В.А., Тимченко К.В., ЧеремухинВ.В.; под общ. ред. проф. Е.Е. Вяземского. – М.:Кодекс, 2022. – 160 с.
- Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности». Сборник сочинений абсолютных победителей, призеров и победителей в номинациях. М.: МПГУ. 2022. 272 с.
- Ссылка на сообщество
«Дети и война | Мы помним о вас, Ленинградские дети»,
где опубликованы видео
https://vk.com/public204765692
Ссылка на ролик-презентацию проекта
https://cloud.mail.ru/public/Sy3C/RD89FHggd