
V Всероссийский конкурс «Наследие выдающихся предпринимателей России»
О конкурсе
V Всероссийский конкурс «Наследие выдающихся предпринимателей России»
К участию в конкурсе приглашаются российские школьники 8-11 классов, студенты вузов и ссузов, а также деятели науки и образования.
Конкурс направлен на популяризацию истории российского предпринимательства среди молодежи, повышение мотивации молодежи к занятию предпринимательской деятельностью, содействие коммуникации научного, образовательного и предпринимательского сообществ.
В рамках Конкурса проводится образовательная программа в онлайн и офлайн форматах, включающая лекции по истории российского предпринимательства и мастер-классы от современных предпринимателей. Ознакомиться с программой и условиями участия можно будет на сайте: https://росбизнеснаследие.рф
Конкурс проводится с 2021 года на ежегодной основе. За 4 года в нем приняли участие более 650 образовательных организаций из 84 регионов РФ, было подано более 3400 работ студентов и преподавателей по различным номинациям.
В апреле 2026 года состоится торжественная церемония награждения победителей федерального этапа Конкурса. По итогам Конкурса будут также объявлены самые активные учебные заведения и лучший регион РФ в области популяризации наследия предпринимателей России.
Цели конкурса:
1. Изучение и популяризация наследия выдающихся предпринимателей, меценатов и благотворителей России, внесших большой вклад в развитие экономики, культуры, науки, образования и социальной сферы нашей страны.
2. Повышение интереса молодежи к предпринимательской деятельности за счет знакомства с историей российского предпринимательства и вдохновляющими историями успеха выдающихся предпринимателей России.
3. Популяризация созидательного, социально-ответственного предпринимательства, традиций меценатства и благотворительности в современном обществе
Конкурсные номинации:
-
Научно-исследовательская работа (НИР) (Студенты ВУЗов)
Участие индивидуальное.
-
История дореволюционного предпринимательства: экономика и бизнес-процессы
В работе необходимо проанализировать деятельность одного или нескольких дореволюционных предпринимателей в разрезе выбранной темы, причины и факторы успеха, вклад в развитие экономики региона.
Темы на выбор: история успеха дореволюционного предпринимателя, история преодоления кризисов, управление персоналом, история российского маркетинга, история отраслей промышленности, государство и бизнес, бренды со смыслом и т.п.
Работа должна носить исследовательский характер, иметь теоретическую и практическую значимость, связь истории с современностью, содержать научную новизну и авторскую позицию. Оформление и структура НИР в соответствии с ГОСТ 7.32-2017, объем 15-20 страниц формата А4.
-
Высокотехнологичное предпринимательство: современная история успеха
В работе необходимо проанализировать путь развития высокотехнологичного бизнеса современного предпринимателя, ответив на вопросы: как и за счет чего он добился успеха, почему он выбрал именно эту сферу бизнеса, от кого получил поддержку, какой вклад вносит в развитие региона, страны, какие есть планы по развитию, реализует ли какие-либо социально значимые проекты. В конце необходимо сделать общие выводы, дать личную оценку.
Работа должна носить исследовательский характер, иметь теоретическую и практическую значимость, связь истории с современностью, ярко выраженную авторскую позицию с выводами и предложениями. Оформление и структура НИР в соответствии с ГОСТ 7.32-2017, объем 15-20 страниц формата А4.
-
Меценатство, благотворительность и общественная деятельность дореволюционных предпринимателей
В работе необходимо проанализировать вклад дореволюционного предпринимателя в развитие культуры/ архитектуры/ образования/ социальной инфраструктуры своего региона в разрезе выбранной темы, мотивы его деятельности.
Темы работ: меценатская, благотворительная и общественная деятельность, этика ведения бизнеса, социальная ответственность бизнеса, влияние предпринимателей на архитектурный облик городов, храмосозидание и т.п.
Работа должна носить исследовательский характер, содержать научную новизну и авторскую позицию, иметь теоретическую и практическую значимость, в том числе предложения по сохранению и популяризации наследия. Оформление и структура НИР в соответствии с ГОСТ 7.32-2017, объем 15-20 страниц формата А4.
-
Меценатство, благотворительность и общественная деятельность современных предпринимателей
В работе необходимо проанализировать вклад современного предпринимателя развитие культуры/ архитектуры/ образования/ социальной инфраструктуры, мотивы его деятельности, выразить свое отношение к личности предпринимателя.
Темы работ: меценатская, благотворительная и общественная деятельность, этика ведения бизнеса, социальная ответственность бизнеса, влияние предпринимателей на архитектурный облик городов, храмосозидание и т.п.
Работа должна носить исследовательский характер, иметь теоретическую и практическую значимость, связь истории с современностью, содержать научную новизну и авторскую позицию. Оформление и структура НИР в соответствии с ГОСТ 7.32-2017, объем 15-20 страниц формата А4.
-
Предприниматели, причисленные к лику святых
В работе необходимо проанализировать духовный путь дореволюционного предпринимателя, причисленного к лику святых Русской Православной Церковью, описать его предпринимательскую деятельность, раскрыть философию и принципы жизни, послужившие основанием для его канонизации.
Работа должна носить исследовательский характер, иметь теоретическую и практическую значимость, связь истории с современностью, содержать научную новизну и авторскую позицию. Оформление и структура НИР в соответствии с ГОСТ 7.32-2017, объем 15-20 страниц формата А4.
-
Опыт построения успешной династии в дореволюционной России
В работе необходимо проанализировать историю развития конкретной династии, на примере деятельности 3-4 поколений, причины и факторы их успеха, роль семьи, образования и воспитания, вопросы передачи бизнеса наследникам.
Работа должна носить исследовательский характер, иметь теоретическую и практическую значимость, содержать научную новизну и авторскую позицию, в том числе предложения по использованию дореволюционного опыта сегодня. Оформление и структура НИР в соответствии с ГОСТ 7.32-2017, объем 15-20 страниц формата А4.
-
Коммерческий PR в дореволюционной России
В работе необходимо проанализировать историю зарождения и развития PR в России до 1917 г., на примере деятельности дореволюционных предпринимателей рассказать об используемых PR-инструментах того времени – лоббирование интересов предпринимателей, пресс-релизы, пиар-акции, самопиар, антикризисные коммуникации и др.
Работа должна носить исследовательский характер, иметь теоретическую и практическую значимость, связь истории с современностью, содержать научную новизну и авторскую позицию. Оформление и структура НИР в соответствии с ГОСТ 7.32-2017, объем 15-20 страниц формата А4.
-
Юбилейная номинация 2025-2026
Темы работ: высылаются по запросу.
Работа должна носить исследовательский характер, иметь теоретическую и практическую значимость, связь истории с современностью, содержать научную новизну и авторскую позицию. Оформление и структура НИР в соответствии с ГОСТ 7.32-2017, объем 15-20 страниц формата А4.
-
Изучение наследия: человек vs ИИ
Необходимо сгенерировать с помощью ИИ работу в формате НИР на любую тему по истории предпринимательства, проанализировать результат и дать свое экспертное заключение полученному тексту. Задача - найти как можно больше ошибок и нелогичных конструкций в сгенерированной работе, а именно: ошибочные и спорные выводы, историографические и фактологические ошибки и т.д., после чего проанализировать их и дать свою исправленную версию.
К экспертному заключению необходимо приложить сгенерированный текст.
Оформление и структура – сгенерированный текст в формате НИР в соответствии с ГОСТ 7.32-2017, объем 15-20 страниц формата А4, экспертное заключение в свободной форме 2-5 страниц А4.
-
Лучший урок для школьников с использованием материалов по истории предпринимательства (для студентов педагогических специальностей)
Необходимо разработать технологическую карту урока по ФГОС с использованием материалов по истории предпринимательства.
Урок может быть разработан по предметам история, обществознание, экономика и др.
-
История дореволюционного предпринимательства: экономика и бизнес-процессы
-
Урок (Студенты педагогических специальностей)
Участие индивидуальное.
-
Лучший урок для школьников с использованием материалов по истории предпринимательства
Урок должен содержать материалы по истории предпринимательства, которые помогают раскрыть тему урока, такие как: основные вехи и выдающиеся личности, повлиявшие на становление российского предпринимательства и развитие отраслей промышленности, история успеха дореволюционного предпринимателя и его вклад в развитие экономики, культуры, образования региона/страны, практические предложения по популяризации истории российского предпринимательства применительно к разрабатываемому уроку.
Для участия необходимо разработать технологическую карту урока по ФГОС с использованием материалов по истории предпринимательства. Урок может быть разработан по предметам история, обществознание, экономика и др.
-
Лучший урок для школьников с использованием материалов по истории предпринимательства
-
ЭССЕ (Школьники 8-11 классов, студенты ССУЗов, студенты 1-2 курса ВУЗов)
Участие индивидуальное.
-
Философия жизни предпринимателей: история и современность
Необходимо выбрать современного или дореволюционного предпринимателя своего региона и рассказать в формате эссе о его взглядах, принципах и ценностях и о том, как это влияет на его предпринимательскую деятельность.
Сочинение в свободной форме, объем 5-7 страниц формата А4, оформление: титульный лист, введение, основная часть, заключение и список литературы.
-
История успеха дореволюционного предпринимателя
Необходимо выбрать дореволюционного предпринимателя своего региона и рассказать в эссе о его деятельности, ответив на вопросы: как и за счет чего предприниматель добился успеха, почему он занимался благотворительной и меценатской деятельностью, какие мотивы им двигали, что это ему дало, какой вклад он внес в развитие своего региона? В конце сделать общие выводы, дать личную оценку и предложения по использованию опыта прошлого в современных условиях, по сохранению и популяризации наследия.
Сочинение в свободной форме, объем 5-7 страниц формата А4, оформление: титульный лист, введение, основная часть, заключение и список литературы.
-
Высокотехнологичное предпринимательство: современная история успеха
В работе необходимо проанализировать путь развития высокотехнологичного бизнеса современного предпринимателя, ответив на вопросы: как и за счет чего он добился успеха, почему он выбрал именно эту сферу бизнеса, от кого получил поддержку, какой вклад вносит в развитие региона, страны, какие есть планы по развитию, реализует ли какие-либо социально значимые проекты. В конце необходимо сделать общие выводы, дать личную оценку.
Сочинение в свободной форме, объем 5-7 страниц формата А4, оформление: титульный лист, введение, основная часть, заключение и список литературы.
-
Философия жизни предпринимателей: история и современность
-
ВИДЕОРОЛИК (Школьники 8-11 классов, студенты ССУЗов, студенты 1-2 курсов ВУЗов)
Участие - команда до 3-х человек.
-
Наследие дореволюционных предпринимателей моего региона
Видеоролик должен рассказывать об объекте, связанном с именем дореволюционного предпринимателя, и содержать следующую информацию: история здания и его современное назначение; история предпринимателя, на чьи средства был построен объект; в ролике должно быть выражено личное отношение к объекту и предпринимателю.
Горизонтальный видеоролик (формат AVI, MOV, MPEG, МP4), длительностью от 3 до 7 мин, подготовленный с использованием мультимедийных технологий, графических редакторов, программ обработки аудиозаписей и видеомонтажа.
-
Высокотехнологичное предпринимательство: современная история успеха
Необходимо снять видеоролик о высокотехнологичном бизнесе современного предпринимателя, ответив на вопросы: как и за счет чего он добился успеха, почему он выбрал именно эту сферу бизнеса, от кого получил поддержку, какой вклад вносит в развитие региона, страны, какие есть планы по развитию, реализует ли какие-либо социально значимые проекты. В конце необходимо сделать общие выводы, дать личную оценку.
Горизонтальный видеоролик (формат AVI, MOV, MPEG, МP4), длительностью от 3 до 7 мин, подготовленный с использованием мультимедийных технологий, графических редакторов, программ обработки аудиозаписей и видеомонтажа.
-
Наследие дореволюционных предпринимателей моего региона
-
ФОТОРАБОТА (Школьники 8-11 классов, студенты ССУЗов, студенты 1-2 курсов ВУЗов)
Участие индивидуальное.
-
Наследие дореволюционных предпринимателей: бизнес-объекты
На конкурс принимаются авторские фотографии бизнес-объектов, построенных на средства дореволюционных предпринимателей: фабрика, завод, рабочие городки, магазины, вокзалы, гостиницы, банки и др.
Количество 5-10 штук в разных ракурсах, в формате JPG (разрешение от 150 dpi). К фотографиям прикладывается историческая справка об объекте и предпринимателе на 1 страницу А4.
-
Наследие дореволюционных предпринимателей: меценатские и благотворительные объекты
На конкурс принимаются авторские фотографии дореволюционных меценатских и благотворительных объектов, построенных на средства дореволюционных предпринимателей: театры, музеи, картинные галереи, храмы, больницы и др.
Количество 5-10 штук в разных ракурсах, в формате JPG (разрешение от 150 dpi). К фотографиям прикладывается историческая справка об объекте и предпринимателе на 1 страницу А4.
-
Наследие дореволюционных предпринимателей: усадьбы и особняки
На конкурс принимаются авторские фотографии усадеб и особняков, принадлежавших дореволюционным предпринимателям.
Количество 5-10 штук в разных ракурсах, в формате JPG (разрешение от 150 dpi). К фотографиям прикладывается историческая справка об объекте и предпринимателе на 1 страницу А4.
-
Наследие дореволюционных предпринимателей: бизнес-объекты
-
ПОДКАСТ (Школьники 8-11 классов, студенты ССУЗов, студенты 1-2 курсов ВУЗов)
Участие - команда до 3-х человек.
-
Наследие дореволюционных предпринимателей моего региона
Подкаст должен содержать рассказ о дореволюционном предпринимателе региона, анализ его хозяйственной деятельности, причин и факторов успеха, вклада в развитие региона, с упоминанием о сохранившихся объектах наследия.
Аудиозапись в формате MP3, WAF продолжительностью от 3 до 7 минут, подготовленная с использованием программ обработки аудиозаписей.
-
Высокотехнологичное предпринимательство: современная история успеха
Необходимо записать подкаст о высокотехнологичном бизнесе современного предпринимателя, ответив на вопросы: как и за счет чего он добился успеха, почему он выбрал именно эту сферу бизнеса, от кого получил поддержку, какой вклад вносит в развитие региона, страны, какие есть планы по развитию, реализует ли какие-либо социально значимые проекты. В конце необходимо сделать общие выводы, дать личную оценку.
Аудиозапись в формате MP3, WAF продолжительностью от 3 до 7 минут, подготовленная с использованием программ обработки аудиозаписей.
-
Наследие дореволюционных предпринимателей моего региона
-
Деятели науки и образования (Преподаватели, аспиранты, научные сотрудники, эксперты)
Участие индивидуальное.
-
Наука
На конкурс принимаются новые или опубликованные не ранее 2015 года научные статьи и монографии в области истории российского предпринимательства, меценатства и благотворительности XVII - начала XX века.
Работы принимаются в электронном виде.
-
Образование
На конкурс принимаются утвержденные или только разработанные учебные программы и продукты в области истории российского предпринимательства, меценатства и благотворительности XVII - начала XX века следующих форматов: • курс/урок/семинар по истории предпринимательства, подготовленный в соответствии с ФГОС • учебная игра по истории предпринимательства, которая помогает учащимся лучше понять экономические реалии России до революции • музейная экспозиция/выставка в образовательной организации по истории предпринимательства
Работы принимаются в электронном виде.
-
Наука

Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей
Дополнительный контакт:
Связаться в Телеграм: rosbusinessnasledie
Расписание
ПРИЕМ ЗАЯВОК
До
31 января 2026 г., 23:59
РАБОТА ЖЮРИ
1 февраля 2026 г., 12:00 —
27 марта 2026 г., 12:00
ФИНАЛ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
30 апреля 2026 г., 12:00
Призовой фонд
Призы в категории «СТУДЕНТЫ И ШКОЛЬНИКИ»:
- Подарки от организаторов и партнеров
- Публикация научно-исследовательских работ победителей среди студентов вузов в библиотеке РИНЦ
- Публикация работ победителей и лауреатов Конкурса в формате видеороликов, фоторабот и подкастов, посвященных дореволюционным предпринимателям, на интерактивной карте «Россия предпринимательская»
- Стажировки и мастер-классы от партнеров, встречи с современными предпринимателями
- Культурно-образовательная программа в Москве в рамках церемонии награждения
Призы в категории «ДЕЯТЕЛИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»:
- Подарки от организаторов и партнеров
- Приглашение к участию в научно-практической конференции по истории российского предпринимательства
- Культурно-образовательная программа в Москве в рамках церемонии награждения
Условия участия
Информация для участников:
В зависимости от категории участника необходимо выбрать формат конкурсной работы, подходящую номинацию и ознакомиться с требованиями к содержанию и оформлению в разделе Конкурсные номинации.
Критерии оценки конкурсных работ по форматам:
НИР: раскрытие темы, теоретическая и практическая значимость, наличие предложений по использованию исторического опыта в современных условиях, наличие авторской позиции, использование исторических источников (для исторических работ) и контент-анализ современных СМИ (для современных работ), наличие региональной составляющей, оформление работы.
Урок: технологичность (наличие четкой структуры урока; целей, планируемых результатов на каждом этапе; целостность и системность проектирования деятельности учащихся по освоению темы), соответствие содержания урока теме, создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся, практико-ориентированный характер урока.
Эссе: раскрытие темы конкурсной работы на примере личности предпринимателя, авторское восприятие, наличие региональной составляющей, оформление работы.
Видеоролик: соответствие работы заявленной теме; историческая и фактическая достоверность; глубина раскрытия темы, ясность представления; креативность; качество видеосъемки; уровень владения цифровыми инструментами видеомонтажа; эстетичность работы.
Фоторабота: соответствие работы заявленной теме; художественный уровень исполнения фотоработы; технический уровень исполнения фотоработы; оригинальность и креативность; историческая достоверность справки.
Подкаст: соответствие работы заявленной теме; историческая достоверность; глубина раскрытия темы, речевая грамотность изложения; качество аудиозаписи; звуковое оформление подкаста; художественно-эстетическое впечатление от представленного материала.
Работы принимаются в следующем формате:
- Изображение
- Видеозапись
- Документ
- Аудиозапись
Кто может участвовать
Школьники 8-11 классов
Студенты ССУЗов
Студенты ВУЗов
Деятели науки и образования
Заявки принимаются:
- Индивидуально, от своего имени
Участие в конкурсе бесплатное
Участник может подать всего одну заявку на конкурс
-
- название компанииТестовая заявка
- Администратор
- Модератор1
-
- Анна ЕгороваСочи
- Администратор
-
- Мария ЩегловаМосква
- Администратор
-
- Наталья Александровна Сетяновамосква
- Администратор
-
- Сергей Ренатович Борисов
- Председатель Жюри Конкурса, председатель попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ»
-
- Надежда Сергеевна Смирнова
- Председатель Оргкомитета Конкурса, директор Музея предпринимателей, меценатов
и благотворителей
-
- Юрий Александрович Петров
- Сопредседатель Экспертного Совета Конкурса, директор Института российской истории РАН
-
- Александр Николаевич Шохин
- Сопредседатель Экспертного Совета Конкурса, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей
Как победить в конкурсе
-
Сколько осталось времени
Убедитесь, что у вас достаточно времени, чтобы подготовить конкурсную работу и заполнить заявку. Последний день приёма заявок на конкурс: 31 января 2026 г., 23:59.
-
Соответствуете ли вы параметрам участника
Прочитайте информацию для участников. Убедитесь, что вы, как участник, проходите по всем параметрам: возрасту, опыту, образованию и любым другим моментам, указанным организаторами. Если вы представляете интересы ребёнка, вам потребуются его личные данные для заполнения заявки от его имени.
-
Требования к работам
Изучите требования к работам. В каком формате работы должны быть представлены, есть ли какие-то ограничения на количество и размер файлов. Обратите внимание, что одна заявка = одна работа.
-
Представьте себя на месте жюри
Попытайтесь оценить свою работу независимым взглядом. Для оценки воспользуйте теми критериями, которыми будут руководствоваться конкурсное жюри. Если вы считаете, что по каждому из критериев ваша работа получит максимальную оценку — смело отправляйте работу на конкурс. В противном случае внесите изменения, чтобы ваша работа точно победила.
-
Заполните форму
Уверены, что с работой всё в порядке? Теперь настало время заполнить %link%. Убедитесь, что все поля заполнены согласно требованиям организатора конкурса.
-
Отправляйте заявку
Теперь вы готовы отправить заявку. Участие в конкурсе бесплатное. Всего вы можете подать на конкурс не более 1 заявки.